Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | усвоение знаний по истории формирования и развития междисциплинарных подходов к изучению исторических явлений и процессов, формирование способности к применению междисциплинарных подходов при изучении исторических событий, явлений и процессов в социокультурном, политическом, экономическом измерениях, овладение навыками решения проблем в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе современных научных междисциплинарных подходов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3 | способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-2 | способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
ПК-3 | владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание процесса формирования целей профессионального и личностного развития, способы его реализации при решении профессиональных задач, подходы и ограничения при использовании творческого потенциала; современное состояние исследований в области своей специализации и перспективные задачи, актуальные в теоретических и прикладных исследованиях в этой области; онтологические и гносеологические основы междисциплинарного взаимодействия; роль междисциплинарности в исторических исследованиях в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. подходы и методы, заимствуемые из других наук для решения задач научного исторического исследования; методологические принципы и научные методы, применяемые в исторических исследованиях, в том числе междисциплинарные; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать цели личностного и профессионального развития и определять способы их самореализации с учётом индивидуально-личностных особенностей и возможностей использования творческого потенциала; определять способы реализации перспективных научно-исследовательских и прикладных задач с применением методов инновационной деятельности, прогнозировать ее результаты и эффективность; эффективно использовать междисциплинарные методы для обработки данных исторических источников, корректно применять междисциплинарные подходы для формирования теоретического исторического знания; определить методологические принципы и исследовательские методы, в том числе разрабатываемые на основе междисциплинарных подходов, необходимые для решения поставленных научных задач; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами и технологиями формирования целей саморазвития и их самореализации, повышения уровня квалификации, критической оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач и использованию творческого потенциала; основными способами прогнозирования, проектирования, моделирования инновационных процессов; навыками корректного применения методов и исследовательских подходов, разрабатываемых на основе междисциплинарного взаимодействия, для решения задач запланированного исследования; навыками применения методологических принципов и комплекса исследовательских методов при проведении исторических исследований, в том числе разрабатываемых на основе современных междисциплинарных подходов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические проблемы междисциплинарности | ||||||
1.1. | Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Применение междисциплинарных методов для обработки информации исторических источников и формирования теоретического знания | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Междиспиплинарные подходы в историко-антропологических исследованиях | ||||||
2.1. | Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в исследованиях по исторической антропологии. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Влияние социальной и культурной антропологии на развитие исторических исследований. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Мифы, символы, ритуалы, образы как предмет историко-антропологических исследований | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | История повседневности. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | История повседневности. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Микроистория. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Микроистория. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Историко-политическая, историко-религиозная, военно-историческая антропология | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Социальная история в ракурсе междисциплинарности | ||||||
3.1. | Использование концепций и методов социологии в исторической науке | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Междисциплинарный характер «новой социальной истории». | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Гендерная история. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Гендерная история. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Гендерная история. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Локальная история. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Локальная история. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Устная история | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Устная история | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Экономическая история в поле междисциплинарного взаимодействия | ||||||
4.1. | Основные направления исследований в рамках «новой экономической истории» в США | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Основные направления исследований в рамках «новой экономической истории» в США | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Клиометрика в исследованиях по экономической истории России | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Роль географического фактора в экономических процессах | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. История и естественные науки: проблемы междисциплинарного взаимодействия | ||||||
5.1. | Гносеологические проблемы применения методов исторической информатики | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Гносеологические проблемы применения методов исторической информатики | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Концепции синергетики в метотодологии исторических исследований | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Базы данных: принципы построения, типология и применение в исторических исследованиях. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Применение геоинформационных систем в исторических исследованиях. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Применение антропометрические методы в исторических исследованиях. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Применение антропометрические методы в исторических исследованиях. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Экзамен | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-3, ПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы 1. Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования 2. Использование концепций и методов социологии в исторической науке 3. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании 4. Междисциплинарность «новой социальной истории» 5. Микроистория 6. История повседневности как междисциплинарное направление 7. Крестьяноведение как междисциплинарное исследовательское направление 8. Междисциплинарные подходы в изучении экономической истории 9. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов 10. Междисциплинарность устной истории 11. Гендерная история 12. Локальная история: предмет, методы, междисциплинарный характер 13. Историко-политическая и военно-историческая антропология 14. Базы данных. Геинформационные системы 15. Концепции синергетики в методологии исторических исследований Задания 1. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти. 2. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра III и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти. 3. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Николая II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти. 4. Дайте сравнительный анализ «европейского» и «национального» мифов, использовавшихся в мифологии и политической культуре русской монархии (на основе монографии Р.С. Уортмана). 5. На основе изучения работ М.К. Чуркина охарактеризуйте методы и исследовательские результаты применения междисциплинарных подходов для исследования процесса адаптации крестьян-переселенцев в азиатской России. 6. На основе анализа статьи Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной охарактеризуйте методологические подходы к изучению гендерных отношений в советском обществе и определите изменения в принципах гендерной политики и конструкции «гендерного порядка», происходившие на различных этапах развития советского общества. 7. Дайте характеристику методологических подходов и научных результатов изучения «стратегий выживания», использовавшихся различными социальными группами населения в СССР в 1920–1930-е гг. 8. На основе анализа текста раздела «Безбожный быт» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для изучения инверсии социальной нормы в аномалию в советской повседневности. 9. На основе анализа текста раздела «Пьянство» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для определения советской специфика традиционных социальных аномалий 10. Проведите сравнительный анализ роли и значения политических символов в революционных событиях французской революции 1789 г. и российской революции 1917 г. 11. На основе анализа текста статьи О.В. Великановой определите методические приемы и научные результаты сравнения функций образа политического лидера в сталинской России и гитлеровской Германии 12. Составьте перечень вопросов для интервью с переселенцем в Сибирь периода Столыпинских реформ 13. Составьте перечень вопросов для интервью с очевидцем коллективизации и раскулачивания 14. Составьте перечень вопросов для интервью с тружеником тыла периода Великой Отечественной войны 15. Составьте перечень вопросов для интервью с участником освоения целинных и залежных земель |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Леви-Стросс Клод– французский антрополог, этнолог, социолог, основатель структурной антропологии 2. Гирц Клиффорд – американский антрополог, социолог, основатель интерпретативной антропологии 3. Фуко Мишель– французский психолог, культуролог, историк 4. Фромм Эрих – немецкий социолог, философ, психоаналитик 5. Фогель Роберт – американский экономист и историк, основатель клиометрики 6. Эванс-Притчард Эдвар Эван – английский антрополог, видный представитель социально-культурной антропологии, основатель политической антропологии 7. Лотман Юрий Михайлович – советский и российский культуролог и семиотик. 8. Бродель Фернан – один из классиков школы «Анналов», основоположник мир-системного анализа 9. Принцип междисциплинарности как методологическая основа современного научного познания 10. Концепции синергетики в методологии исторических исследований 11. Соотношение традиционной экономической истории и «новой экономической истории» 12. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов 13. Роль географического фактора в экономическом развитии 14. Междисциплинарность «новой социальной истории» 15. Микро и макроподходы в исторических исследованиях: проблема совместимости и комбинации 16. Крестьяноведение как исследовательское направление: предмет, методология, междисциплинарный характер 17. Символы и образы как предмет историко-антропологических исследований 18. Военно-историческая антропология 19. Междисциплинарность гендерных исторических исследований Устная история как междисциплинарное исследовательское направление |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Наумова Г.Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лаппо-Данилевский, А.С. | Методология истории : | М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=85001 |
Л2.2 | Репина Л.П. | История исторического знания: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Междисциплинарные подходы в современной исторической науке" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru ЭБС «Университетская библиотека online». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/ Первоисточники по истории Средневековья. Режим доступа: http://www.thietmar.narod.ru/ Первоисточники по истории Востока. Режим доступа: http://www.vostlit.narod.ru/ Библиотека электронных. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/ Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе изучения дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» магистрантам предстоит актуализировать знания по дисциплинам бакалавриата «Теория и методология истории», «Источниковедение», «Историческая информатика» для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Методологические основы изучения: принцип междисциплинарности, социологические, экономические, социокультурные теории общественного развития, антропологические теории социального взаимодействия. Понятийный аппарат курса. Ведущие понятия, используемые при изучении дисциплины, представлены в разделе «Глоссарий» на платформе Moodle. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим (семинарским) занятиям, при написании рефератов, выполнении заданий, представленных на платформе Moodle. Теоретические аспекты курса усваиваются в ходе лекций и самостоятельной работы с рекомендованными источниками и литературой. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает изучение содержания источников и литературы, рекомендованных в плане занятия и списке рекомендованной литературы и источников. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Реферат представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем, составляющих содержание учебной дисциплины. Написание реферата имеет целью привить навыки самостоятельного поиска научной информации, анализа и систематизации материалов, извлеченных из научной литературы и источников. Итоговая экзаменационная аттестация осуществляется в форме устного экзамена с учетом результатов работы на практических занятиях, выполнения контрольных заданий, оценки рефератов. |