МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение знаний по истории формирования и развития междисциплинарных подходов к изучению исторических явлений и процессов, формирование способности к применению междисциплинарных подходов при изучении исторических событий, явлений и процессов в социокультурном, политическом, экономическом измерениях, овладение навыками решения проблем в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе современных научных междисциплинарных подходов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-2 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-3 владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание процесса формирования целей профессионального и личностного развития, способы его реализации при решении профессиональных задач, подходы и ограничения при использовании творческого потенциала;
современное состояние исследований в области своей специализации и перспективные задачи, актуальные в теоретических и прикладных исследованиях в этой области;
онтологические и гносеологические основы междисциплинарного взаимодействия; роль междисциплинарности в исторических исследованиях в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. подходы и методы, заимствуемые из других наук для решения задач научного исторического исследования;
методологические принципы и научные методы, применяемые в исторических исследованиях, в том числе междисциплинарные;
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели личностного и профессионального развития и определять способы их самореализации с учётом индивидуально-личностных особенностей и возможностей использования творческого потенциала;
определять способы реализации перспективных научно-исследовательских и прикладных задач с применением методов инновационной деятельности, прогнозировать ее результаты и эффективность;

эффективно использовать междисциплинарные методы для обработки данных исторических источников, корректно применять междисциплинарные подходы для формирования теоретического исторического знания;
определить методологические принципы и исследовательские методы, в том числе разрабатываемые на основе междисциплинарных подходов, необходимые для решения поставленных научных задач;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и технологиями формирования целей саморазвития и их самореализации, повышения уровня квалификации, критической оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач и использованию творческого потенциала;
основными способами прогнозирования, проектирования, моделирования инновационных процессов;

навыками корректного применения методов и исследовательских подходов, разрабатываемых на основе междисциплинарного взаимодействия, для решения задач запланированного исследования;
навыками применения методологических принципов и комплекса исследовательских методов при проведении исторических исследований, в том числе разрабатываемых на основе современных междисциплинарных подходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические проблемы междисциплинарности
1.1. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Применение междисциплинарных методов для обработки информации исторических источников и формирования теоретического знания Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Междиспиплинарные подходы в историко-антропологических исследованиях
2.1. Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в исследованиях по исторической антропологии. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Влияние социальной и культурной антропологии на развитие исторических исследований. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Мифы, символы, ритуалы, образы как предмет историко-антропологических исследований Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. История повседневности. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. История повседневности. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Микроистория. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Микроистория. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Историко-политическая, историко-религиозная, военно-историческая антропология Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социальная история в ракурсе междисциплинарности
3.1. Использование концепций и методов социологии в исторической науке Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Междисциплинарный характер «новой социальной истории». Сам. работа 2 3 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Гендерная история. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Гендерная история. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Гендерная история. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Локальная история. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Локальная история. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Устная история Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Устная история Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экономическая история в поле междисциплинарного взаимодействия
4.1. Основные направления исследований в рамках «новой экономической истории» в США Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Основные направления исследований в рамках «новой экономической истории» в США Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Клиометрика в исследованиях по экономической истории России Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Роль географического фактора в экономических процессах Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История и естественные науки: проблемы междисциплинарного взаимодействия
5.1. Гносеологические проблемы применения методов исторической информатики Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Гносеологические проблемы применения методов исторической информатики Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Концепции синергетики в метотодологии исторических исследований Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Базы данных: принципы построения, типология и применение в исторических исследованиях. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Применение геоинформационных систем в исторических исследованиях. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Применение антропометрические методы в исторических исследованиях. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.7. Применение антропометрические методы в исторических исследованиях. Сам. работа 2 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.8. Экзамен Экзамен 2 27 ОПК-3, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы
1. Междисциплинарность как теоретический и методологический принцип научного исследования
2. Использование концепций и методов социологии в исторической науке
3. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании
4. Междисциплинарность «новой социальной истории»
5. Микроистория
6. История повседневности как междисциплинарное направление
7. Крестьяноведение как междисциплинарное исследовательское направление
8. Междисциплинарные подходы в изучении экономической истории
9. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов
10. Междисциплинарность устной истории
11. Гендерная история
12. Локальная история: предмет, методы, междисциплинарный характер
13. Историко-политическая и военно-историческая антропология
14. Базы данных. Геинформационные системы
15. Концепции синергетики в методологии исторических исследований
Задания
1. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
2. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Александра III и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
3. На основе анализа соответствующего раздела монографии Р.С. Уортмана «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» охарактеризуйте сценарий власти, реализовавшийся в период царствования Николая II и церемонии, использовавшиеся для репрезентации императорской власти.
4. Дайте сравнительный анализ «европейского» и «национального» мифов, использовавшихся в мифологии и политической культуре русской монархии (на основе монографии Р.С. Уортмана).
5. На основе изучения работ М.К. Чуркина охарактеризуйте методы и исследовательские результаты применения междисциплинарных подходов для исследования процесса адаптации крестьян-переселенцев в азиатской России.
6. На основе анализа статьи Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной охарактеризуйте методологические подходы к изучению гендерных отношений в советском обществе и определите изменения в принципах гендерной политики и конструкции «гендерного порядка», происходившие на различных этапах развития советского общества.
7. Дайте характеристику методологических подходов и научных результатов изучения «стратегий выживания», использовавшихся различными социальными группами населения в СССР в 1920–1930-е гг.
8. На основе анализа текста раздела «Безбожный быт» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для изучения инверсии социальной нормы в аномалию в советской повседневности.
9. На основе анализа текста раздела «Пьянство» монографии Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города в 1920-1930-е гг.» (СПб, 1999) охарактеризуйте методику и определите результаты применения социологических категорий «норма» и аномалия» для определения советской специфика традиционных социальных аномалий
10. Проведите сравнительный анализ роли и значения политических символов в революционных событиях французской революции 1789 г. и российской революции 1917 г.
11. На основе анализа текста статьи О.В. Великановой определите методические приемы и научные результаты сравнения функций образа политического лидера в сталинской России и гитлеровской Германии
12. Составьте перечень вопросов для интервью с переселенцем в Сибирь периода Столыпинских реформ
13. Составьте перечень вопросов для интервью с очевидцем коллективизации и раскулачивания
14. Составьте перечень вопросов для интервью с тружеником тыла периода Великой Отечественной войны
15. Составьте перечень вопросов для интервью с участником освоения целинных и залежных земель

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Леви-Стросс Клод– французский антрополог, этнолог, социолог, основатель структурной антропологии
2. Гирц Клиффорд – американский антрополог, социолог, основатель интерпретативной антропологии
3. Фуко Мишель– французский психолог, культуролог, историк
4. Фромм Эрих – немецкий социолог, философ, психоаналитик
5. Фогель Роберт – американский экономист и историк, основатель клиометрики
6. Эванс-Притчард Эдвар Эван – английский антрополог, видный представитель социально-культурной антропологии, основатель политической антропологии
7. Лотман Юрий Михайлович – советский и российский культуролог и семиотик.
8. Бродель Фернан – один из классиков школы «Анналов», основоположник мир-системного анализа
9. Принцип междисциплинарности как методологическая основа современного научного познания
10. Концепции синергетики в методологии исторических исследований
11. Соотношение традиционной экономической истории и «новой экономической истории»
12. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов
13. Роль географического фактора в экономическом развитии
14. Междисциплинарность «новой социальной истории»
15. Микро и макроподходы в исторических исследованиях: проблема совместимости и комбинации
16. Крестьяноведение как исследовательское направление: предмет, методология, междисциплинарный характер
17. Символы и образы как предмет историко-антропологических исследований
18. Военно-историческая антропология
19. Междисциплинарность гендерных исторических исследований
Устная история как междисциплинарное исследовательское направление
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории : М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=85001
Л2.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Междисциплинарные подходы в современной исторической науке" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru
ЭБС «Университетская библиотека online». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index
ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/
Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/
Первоисточники по истории Средневековья. Режим доступа: http://www.thietmar.narod.ru/
Первоисточники по истории Востока. Режим доступа: http://www.vostlit.narod.ru/
Библиотека электронных. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/
Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» магистрантам предстоит актуализировать знания по дисциплинам бакалавриата «Теория и методология истории», «Источниковедение», «Историческая информатика» для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Методологические основы изучения: принцип междисциплинарности, социологические, экономические, социокультурные теории общественного развития, антропологические теории социального взаимодействия.
Понятийный аппарат курса. Ведущие понятия, используемые при изучении дисциплины, представлены в разделе «Глоссарий» на платформе Moodle.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим (семинарским) занятиям, при написании рефератов, выполнении заданий, представленных на платформе Moodle.
Теоретические аспекты курса усваиваются в ходе лекций и самостоятельной работы с рекомендованными источниками и литературой.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает изучение содержания источников и литературы, рекомендованных в плане занятия и списке рекомендованной литературы и источников. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Реферат представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем, составляющих содержание учебной дисциплины. Написание реферата имеет целью привить навыки самостоятельного поиска научной информации, анализа и систематизации материалов, извлеченных из научной литературы и источников.
Итоговая экзаменационная аттестация осуществляется в форме устного экзамена с учетом результатов работы на практических занятиях, выполнения контрольных заданий, оценки рефератов.