МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Малышева О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц. , Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции
законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции
сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании произведений изобразительного искусства и дизайна
принципы формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений
использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности
разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью
формировать профессиональную компетентность рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами художественной выразительности
приемами построения композиций различной степени сложности
методами анализа используемых композиционных средств и приемов
основными методами формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в композицию
1.1. Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.3. Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.4. Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.5. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.6. Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. Практические 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.7. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.8. Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. Практические 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.9. Образная выразительность - как основная задача композиции. Применение средств выразительности и средств композиции для передачи художественного образа. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Принципы организация композиции
2.1. Концепция визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Законы визуального восприятия плоскости. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.3. Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.5. Визуальная масса. Композиционное равновесие. Виды композиционного равновесия. Правила создания композиционного равновесия в ассиметричных композициях. Средства создания равновесия. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.7. Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Средства композиции
3.1. Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.3. Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.5. Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.7. Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.9. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Построение метрических рядов. Построение ритмических рядов. Изменение параметров ритма: ритмического шага, темпа ритма, направления развития ритма. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
3.11. Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Классическая симметрия (отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости). Аффинная симметрия (растяжения, сжатия, сдвига). Симметрия подобия (подобия К; подобия L). Криволинейная симметрия (кручения, сдавливания, слома, простого изгиба). Сочетание различных видов симметрии. Понятие асимметрия, дисимметрия. Ассиметричные композиции. Способы создания зрительного равновесия. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Стилизация в композиции
4.1. Стилизация в композиции. Понятие стилизации и стиля. Роль стилизации в достижении выразительности композиции. Виды стилизации в композиции. Принципы и методы стилизации. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.3. Особенности изображения объектов с элементами стилизации. Изображение объемных форм в композиции. Стилизация природных форм. Композиции из стилизованных объектов. Лекции 1 1 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
4.5. Использование принципов стилизации при создании композиции в различных видах декоративно-прикладного искусства. Использования стилизации при создании объектов дизайна. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Орнаментальная композиция
5.1. Искусство орнамента. Художественный язык орнамента. Функции орнамента. История искусства орнамента. Орнамент разных стран и народов. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.3. Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция. Жанры орнаментальный композиций. Классификация орнаментальных композиций. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.5. Орнамент и костюм. Ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный текстиль. Орнамент в искусстве XX-XXI веков. Особенности ритмического построения орнаментальных композиций. Практические 1 2 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 3 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.7. Экзамен 1 27 ПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меркулова Л.А. Пропедевтика. Общая композиция : учебник Академия, 2016 www.academia-moscow.ru
Л1.2 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
Л2.2 Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением): учебное пособие ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.4 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Курс «Основы композиции» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.