МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг адаптации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг адаптации

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - обеспечить возможность адаптации первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений, сплотить группу, создать позитивный психологический климат в группе, возможности осознания профессиональных целей, средств их достижения; ознакомить студентов с базовыми приемами психологического тренинга
- Адаптация первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений.
- Знакомство, сплочение группы, формирование позитивного психологического климата в группе, возможностей осознания профессиональных и академических целей, средств их достижения.
- Ознакомление студентов с базовыми приемами и техниками психологического тренинга в группе (арт-техниками, когнитивно-бихевиоральными техниками, техниками формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии).
- Анализ, обсуждение возможных трудностей при адаптации к академической жизни, структуре сессий, особенностям и типам университетских занятий, форм обучения и контроля.
- Анализ ситуаций академической жизни, работа со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешение конфликтных ситуаций в конструктивном ключе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о структуре учебного процесса и способах преодоления стресса в различных учебных ситуациях;
- о базовых приемах и техниках психологического тренинга в группе (арт-техники, когнитивно-бихевиоральные техники, техники формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии).
3.2.Уметь:
3.2.1.- приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия;
- применять на практике приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия;
- применять на практике способы преодоления стресса в различных учебных ситуациях;
- разрешать трудности при адаптации к академической жизни, ознакомиться со структурой сессий, особенностям и типам университетских занятий, формами обучения и контроля;
- преодолевать сложности ситуаций академической жизни, обладать ресурсами совладания со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешать конфликтные ситуации в конструктивном ключе;
- осмыслять свою специальность и профессию в когнитивно-структурированном варианте, выстраивать психологическую перспективу обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными приемами и техниками совладания со стрессовыми ситуациями;
- основными приемами и техниками преодоления трудностей при установлении контактов в группе;
- приемами преодоления конфликтных ситуаций возникающих в ходе обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое знакомство и взаимодействие
1.1. Понятие «адаптации» и процесс адаптации к обучению в университете Практические 1 8 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Образовательный процесс и участники взаимодействия: преподаватели, студенты Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Структура тренинговых занятий, правила работы в группе. Практические 1 8 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Решение практических заданий Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психологическая презентация и сплочение группы
2.1. Элементы взаимодействия, процесс знакомства с группой, презентация участников Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Психологическое сплочение группы Практические 1 8 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Формирование норм и правил существования коллектива Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Ассертивное поведение: особенности диагностики, техники формирования Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Решение практических заданий Сам. работа 1 3 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Процесс групповой динамики
3.1. Групповая динамика: стадии развития «группы», анализ психологических феноменов Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Групповое взаимодействие и социометрический статус участников Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Процесс достижения групповых задач и конфликтные ситуации взаимодействия Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Процесс соревнования в коллективе и решение стрессовых ситуаций Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Решение практических заданий Сам. работа 1 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Экзамен Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Процесс адаптации к обучению в университете.
2. Понятие «тренинг» с психологической точки зрения.
3. Понятие «коллектив», «группа», «взаимодействие».
4. Сплочение коллектива.
5. Психологический климат в группе.
6. Ведущие техники сплочения коллектива.
7. Техники знакомства и презентации участников в группе.
8. Конфликтные ситуации и уровни разрешения конфликтов.
9. Основные приемы и техники совладания со стрессовыми ситуациями.
10. Особенности проявления агрессивного, уверенного и неуверенного поведения членами группы.
11. Ассертивное поведение и способы его проявления.
12. Техники тренировки ассертивного поведения.
13. Понятие групповой динамики.
14. Анализ правил работы в группе.
15. Социометрический статус участников группового взаимодействия.
16. Анализ техник группового взаимодействия.
17. Анализ техник группового достижения общей задачи.
18. Анализ техник духа соревнования в группе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Субботина Л. Г. Психологическая адаптация к условиям образовательной среды: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
офисные приложения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.