Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Е.В. Демчик
1.1. | 1. Сформировать у студентов комплексное предстваление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации; 2. Способствовать складыванию представления об альтернативных путях развития человеческой цивилизации; 3. Сформировать систематизированное знание о месте и роли крестьянской общины в России на разных этапах ее исторического развития; 4. Раскрыть своеообразие общинных отношений в Сибири. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об альтернативных путях развития человеческой цивилизации; - об особенности общинных отношений в Европейской России и Сибири; - представление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - знать особенности формационного, цивилизационного и крестьяноведческого подходов к изучению истории; - уметь применять альтернативные подходы к изучению истории России; - умение выделять этапы в развитии общинных отношений великорусского крестьянства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с источниками делопроизводственного характера, вышедшими из крестьянской среды; - анализа исследовательской литературы, связанной с крестьянской проблематикой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Актуальность изучения крестьянства в современном мире и основные тенденции его развития. | ||||||
1.1. | История формирования крестьяноведения. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Современное крестьяноведение об определении понятия "крестьянства". | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Исторические перспективы развития крестьянства в современном мире. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Дореволюционная историография о крестьянской общине в Европейской России и Сибири. | ||||||
2.1. | Западники и славянофилы об исторических судьбах крестьянской общины. | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Основные направления народнической историографии общины. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Формирование марксистско-формационного подхода к изучению крестьянской общины. Макркс, Энгельс и Ленин о судьбах русской общины. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Крестьянская община в XVIII - первой половине XIX в. | ||||||
3.1. | Функции и структура управления общиной. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Принципы общинной жизни, личность и внутриобщинные отношения. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Крестьянская община во второй половине XIX - начале XX в. | ||||||
4.1. | Изменение структуры и управления общиной в пореформенное время. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Эволюция функции и принципов общинной жизни. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Столыпинская аграрная реформа и община. Крестьянская община к 1917 г. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Крестьянская община в Сибири в дореформенное время. | ||||||
5.1. | Роль общинных отношений в процессе колонизации Сибири. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Особенности общинных отношений у государственых и приписных крестьян в Сибири | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Пореформенная крестьянская община в Сибири как "живая история великорусской об0щины". | ||||||
6.1. | Эволюция форм землевладения и землепользования. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Эволюция податной функции общины. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Обычное право и волостной суд у сибирских крестьян. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.4. | Структура функции и деятельность волостного и сельского самоуправления. | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.5. | Традиции коллективной взаимопомощи и благотворительности у сибирских крестьян. | Практические | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Актуальность исследования истории крестьянства в современном мире. 2. Крестьяноведение: определение понятий и основные направления. 3. История крестьяноведения. Крестьяне как объект умолчания. 4. Пореформенная община в России: определения понятиям, основные функции. 5. Формальное и неформальное в структуре общественного самоуправления. 6. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Европейской России. 7. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири. 8. Классики марксизма о судьбах крестьянской общины в России. 9. Современная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири и Европейской России. 10. Определение форм общинного землевладения и землепользования. Эволюция землевладения в пореформенной сибирской общине. 11. Развитие форм пользования усадьбой и выгоном. 12. Развитие форм пользования сенокосными угодьями. 13. Эволюция форм пользования пашней и лесными угодьями. 14. Структура, функции, деятельность волостного самоуправления. 15. Структура, функции, деятельность сельского самоуправления. 16. Волостной суд и судебные функции сельского самоуправления. 17. Традиции коллективной взаимопомощи в крестьянской общине. 18. Эволюция системы распространения податей и повинностей. 19. Круговая порука и борьба с «недоимками» в крестьянской общине. 20. Формальное и неформальное в структуре и деятельности крестьянской общины в Сибири. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б. Н. Миронов | Историческая социология России в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Беловинский, Л.В. | Жизнь русского обывателя: изба и хоромы : | М. : Кучково поле, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бакшеев, А.И. | Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978 |
Л2.2 | В.А. Бердинских | Русская деревня: быт и нравы : | М. : Ломоносовъ, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Кауфман, А.А. | Община и успехи сельского хозяйства в Сибири : | СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1894 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Кауфман, А.А. | Крестьянская община в Сибири : | СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1897 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/ Научная билиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru Электоронная библиотека АлтГУ http://elibrary.asu.ru/ Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://altlib.ru/ Электронная библиотека АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |