МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Крестьянская община в XIX - начале XX вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 134
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 134 134 134 134
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Якимова И.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Крестьянская община в XIX - начале XX вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать у студентов комплексное предстваление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации;
2. Способствовать складыванию представления об альтернативных путях развития человеческой цивилизации;
3. Сформировать систематизированное знание о месте и роли крестьянской общины в России на разных этапах ее исторического развития;
4. Раскрыть своеообразие общинных отношений в Сибири.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об альтернативных путях развития человеческой цивилизации;
- об особенности общинных отношений в Европейской России и Сибири;
- представление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать особенности формационного, цивилизационного и крестьяноведческого подходов к изучению истории;
- уметь применять альтернативные подходы к изучению истории России;
- умение выделять этапы в развитии общинных отношений великорусского крестьянства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с источниками делопроизводственного характера, вышедшими из крестьянской среды;
- анализа исследовательской литературы, связанной с крестьянской проблематикой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальность изучения крестьянства в современном мире и основные тенденции его развития.
1.1. Современное крестьяноведение об определении понятия "крестьянства". Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Исторические перспективы развития крестьянства в современном мире. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. История формирования крестьяноведения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Дореволюционная историография о крестьянской общине в Европейской России и Сибири.
2.1. Западники и славянофилы об исторических судьбах крестьянской общины. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Основные направления народнической историографии общины. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Формирование марксистско-формационного подхода к изучению крестьянской общины. Макркс, Энгельс и Ленин о судьбах русской общины. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Крестьянская община в XVIII - первой половине XIX в.
3.1. Функции и структура управления общиной. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Принципы общинной жизни, личность и внутриобщинные отношения. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Крестьянская община во второй половине XIX - начале XX в.
4.1. Изменение структуры и управления общиной в пореформенное время. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Эволюция функции и принципов общинной жизни. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Столыпинская аграрная реформа и община. Крестьянская община к 1917 г. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Крестьянская община в Сибири в дореформенное время.
5.1. Роль общинных отношений в процессе колонизации Сибири. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Особенности общинных отношений у государственых и приписных крестьян в Сибири Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Пореформенная крестьянская община в Сибири как "живая история великорусской об0щины".
6.1. Эволюция форм землевладения и землепользования. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.2. Эволюция податной функции общины. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.3. Обычное право и волостной суд у сибирских крестьян. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.4. Структура функции и деятельность волостного и сельского самоуправления. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.5. Традиции коллективной взаимопомощи и благотворительности у сибирских крестьян. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.6. Зачет Зачет 3 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Актуальность исследования истории крестьянства в современном мире.
2. Крестьяноведение: определение понятий и основные направления.
3. История крестьяноведения. Крестьяне как объект умолчания.
4. Пореформенная община в России: определения понятиям, основные функции.
5. Формальное и неформальное в структуре общественного самоуправления.
6. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Европейской России.
7. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири.
8. Классики марксизма о судьбах крестьянской общины в России.
9. Современная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири и Европейской России.
10. Определение форм общинного землевладения и землепользования. Эволюция землевладения в пореформенной сибирской общине.
11. Развитие форм пользования усадьбой и выгоном.
12. Развитие форм пользования сенокосными угодьями.
13. Эволюция форм пользования пашней и лесными угодьями.
14. Структура, функции, деятельность волостного самоуправления.
15. Структура, функции, деятельность сельского самоуправления.
16. Волостной суд и судебные функции сельского самоуправления.
17. Традиции коллективной взаимопомощи в крестьянской общине.
18. Эволюция системы распространения податей и повинностей.
19. Круговая порука и борьба с «недоимками» в крестьянской общине.
20. Формальное и неформальное в структуре и деятельности крестьянской общины в Сибири.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Н. Миронов Историческая социология России в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: изба и хоромы : М. : Кучково поле, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бакшеев, А.И. Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978
Л2.2 В.А. Бердинских Русская деревня: быт и нравы : М. : Ломоносовъ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Кауфман, А.А. Община и успехи сельского хозяйства в Сибири : СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1894 biblioclub.ru
Л2.4 Кауфман, А.А. Крестьянская община в Сибири : СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1897 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
Научная билиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Электоронная библиотека АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://altlib.ru/
Электронная библиотека АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.