МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологические проблемы безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент каф. анатомии, физиологии и безопасности человека Гиренко Л.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологические проблемы безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 797

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины сформировать представление о современных проблемах социальной безопасности и направлениях социальной защиты.
Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области научно-исследовательской деятельности:
- участие в опытно-экспериментальной работе.
в области проектной деятельности:
- проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование культурных потребностей, и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Компоненты социального развития, критерии сохранения социальной безопасности, внешние и внутренние угрозы социальной безопасности принципы социальной политики и социальной защиты населения РФ, а также концепцию структуры личности безопасного типа; способы оценки уровня социального благополучия и методы предупреждения социально-опасных явлений в образовательной среде
3.2.Уметь:
3.2.1. применять полученные знания для прогнозирования и предупреждения социальных угроз среди обучающихся, оценивать факторы риска социальной безопасности и определять меры по формированию гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования понятийного аппарата курса, выбора методов оценки социальной безопасности.формирования гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВедение в курс "Социально-психологические проблемы безопасности"
1.1. Социальная безопасность как основа социальной политики Сам. работа 3 20 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная безопасность как основа социальной политики. Практические 3 2 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1
1.3. Сетевые коммуникации и проблема социальной безопасности. Сам. работа 3 18 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1
1.4. Сетевые коммуникации и проблема социальной безопасности. Практические 3 2 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1
Раздел 2. УКгрозы социальной безопасности
2.1. Внешние и внутренние угрозы социальной безопасности. Сам. работа 3 18 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Концепция государственной политики духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. Практические 3 4 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Концепция государственной политики духовно-нравственного воспитания детей в РФ. Сам. работа 3 20 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социальная защита населения в РФ
3.1. Социально-педагогические и культурные проблемы формирования личности в социальном государстве. Практические 3 4 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Социально-педагогические и культурные проблемы формирования личности в социальном государстве. Сам. работа 3 20 ПК-9, СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобков В.Н., Денисов Н.А., Маликов Н.С. Социальная безопасность - основа социальной политики. : Уровень жизни населения регионов России, 2009. - № 6 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козак Н. Н.- Комплексная безопасность в образовательных учреждениях: учеб. пособие СПб. : Интермедия, 2017 www.lib.asu.ru
Л2.2 под общ. ред. С. Г. Максимовой Социальная безопасность - социальные риски: теоретические и эмпирические модели воспроизводства девиаций: монография Барнаул : [Изд-во АлтГУ], , 2012 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Word- 2007
-POWER Point 2010

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Базы данных:
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования к написанию и оценке рефератов.

Структура реферата соответствует научной работе по выбранной теме с составлением списка использованной литературы и источников. Объем 12-15 стр., оформляется в формате «Word», шрифт14, интервал полуторный. Предоставляется в бумажной и электронной версии.
Критерии оценки:

1) Полностью соответствует выбранной теме, выдержаны все требования по оформлению и содержанию, наличие схем, таблиц, рисунков. Реферат озвучен докладчиком на практическом занятии - 21-25 баллов
2) Реферат полностью соответствует выбранной теме, докладчик выступает с этим сообщением на практическом занятии, но не все требования к оформлению реферативной работы соблюдены - 18-20 баллов
3) Все требования к содержанию и оформлению реферата полностью соблю-дены, но реферат не озвучен в качестве доклада на практическом занятии - 16-17 баллов.
4) Тема реферата раскрыта не полностью, не соблюдены требования к оформлению реферативной работы - 10-15 баллов
5) Реферат не подготовлен - 0 баллов.

Требования к иллюстрированным презентациям (на выбор)

«Внешние и внутренние угрозы социальной безопасности», «Духовно-нравственное воспитание детей в Российской Федерации», «Сетевые коммуникации и проблема социальной безопасности», «Современные факторы, влияющие на формирование личности безопасного типа: свобода и техника», «Девиантное поведение подростков: причины, виды проявления и профилактика», «Содержание имиджа личности безопасного типа в современных условиях».

Критерии оценки

1) 10-15 баллов - оригинальных текстовых и иллюстрированных слайдов, отражающих систематизированную информацию по одной из выбранных тем презентаций. Соблюдены требования к оформлению и представлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
2) 10-15 баллов - оригинальных текстовых и иллюстрированных слайдов, отражающих одну из выбранных тем презентаций (информация частично систематизирована). Соблюдены требования к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
3)10-15 баллов - оригинальных текстовых слайдов, одной из выбранных тем презентаций (информация не систематизирована). Имеются незначительные нарушения требований к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
4) 0-10 баллов - выполнено 1/3 работы, выбранной темы презентации (информация не систематизирована). Имеются значительные нарушения требований к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)

Составление глоссария

(список основных понятий в сфере социальной безопасности, социальной
политики и защиты общества)
Критерии оценки

1) Представлены: 10 основных понятий, используемых в социальной безопасности и 10 основных понятий, используемых в социальной политике и защите - 10 баллов;
2) Выполнено 2/3 работы - 5 баллов;
3) Выполнено 1/3 работы - 1 баллов.