МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Развитие инновационного стиля профессионального мышления студентов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Развитие инновационного стиля профессионального мышления студентов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.введение обучающихся в методологическую культуру педагогической деятельности;
формирование у магистрантов современного стиля педагогического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-3 Способен разрабатывать программное обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-4 Способен разрабатывать методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проявления методологической культуры преподавателя в его педагогической деятельности;
понятие стиля педагогического мышления как ядра методологической культуры педагога;
сущность стиля современного педагогического мышления как способа видения педагогической действительности, способа построения и решения задач собственной педагогической деятельности;
особенности гуманитарного стиля педагогического мышления как системы принципов, которой руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, в том числе и в области изучения профессионального образования, использования умений и методов исследования, применяемых в области образования и педагогических науках.
3.2.Уметь:
3.2.1.концептуально осмысливать, проектировать и выстраивать собственную образовательную деятельность как деятельность гуманитарную;
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития на основе гуманитарного стиля педагогического мышления;
демонстрировать гуманитарный стиль педагогического мышления как систему принципов, который руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, в том числе и в области изучения профессионального образования, использования умений и методов исследования, применяемых в области образования и педагогических науках.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методологической культурой как способ проявления гуманитарного стиля педагогического мышления;
способом построения и решения задач собственного профессионального и личностного развития;
демонстрации гуманитарного стиля педагогического мышления как системы принципов, которыми руководствуется педагог в своем подходе к проектированию, осуществлению педагогического процесса и анализу его результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новое мышление в современном образовании
1.1. Методологическая культура преподавателя Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Принципы гуманитарного стиля мышления педагогов в текстах художественной литературы Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Принципы гуманитарного стиля мышления педагогов в текстах художественной литературы Сам. работа 3 4 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Лекции 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Практические 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Стиль педагогического мышления Я.А. Коменского Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Стиль педагогического мышления К.Д.Ушинского Сам. работа 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Стиль педагогического мышления современных педагогов-новаторов Лекции 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Стиль педагогического мышления современных педагогов-новаторов Сам. работа 3 4 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Отношение к технократическому стилю мышления в текстах педагогов-классиков Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Отношение к гуманитарному стилю мышления в текстах педагогов-классиков Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Особенности стиля педагогического мышления преподавателя вуза(на основе анализа посещеногог учебного занятия) Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Определение стиля педагогического мышления преподавателя вуза (анализ посещенного учебного занятия) Практические 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Образовательные коллизии: история и современность
2.1. Стиль педагогического мышления в художественных текстах. Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ стиля педагогического мышления в художественных текстах Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Стиль педагогического мышления в афоризмах Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Выявление стиля педагогического мышления на основе афоризмов Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Как понимают образование философы Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Анализ стиля педагогического мышления в философских текстах Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Стиль педагогического мышления в психолого-педагогической литературе Практические 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Анализ стиля педагогического мышления в психолого-педагогических текстах Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Перекличка голосов: Художник слова, Философ, Ученый Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Проектирование учебного занятия по преподаваемой дисциплине на основе реализации принципов стиля нового педагогического мышления Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Проектирование учебного занятия по преподаваемой дисциплине на основе реализации принципов стиля нового педагогического мышления Сам. работа 3 6 УК-1, УК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Сенько Вопросы стиля педагогического мышления: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации магистрантами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.