МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс истории Сибири призван развивать у студентов интерес к научным изысканиям на сибирском, алтайском материале, вооружить молодых специалистов навыками для регионоведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события и процессы истории Сибири в контексте отечественной и мировой истории;
теоретические аспекты сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов;
применения полученной информации и результатов ее анализа при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также написании научных трудов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса «История Сибири».
1.1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в.
2.1. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Присоединение Сибири к Русскому государству в XVII в.
3.1. Присоединение Сибири к Русскому государству в XVII в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Заселение Сибири русскими в XVII в.
4.1. Заселение Сибири русскими в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в.
5.1. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Социальные отношения в Сибири в XVII в.
6.1. Социальные отношения в Сибири в XVII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Управление Сибири в XVII в.
7.1. Управление Сибири в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Колонизация Сибири русскими в XVIII в.
8.1. Колонизация Сибири русскими в XVIII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в.
9.1. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 10. Становление сибирской промышленности в XVIII в.
10.1. Становление сибирской промышленности в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 11. Города, торговля и пути сообщения.
11.1. Города, торговля и пути сообщения Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 12. Административно-территориальное деление и управление Сибири в XVIII в.
12.1. Административно-территориальное деление и управление Сибири в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 13. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в XVIII в.
13.1. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 14. Культура Сибири XVII–XVIII вв.
14.1. Культура Сибири XVII–XVIII вв. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 15. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в.
15.1. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 16. Население Сибири в первой половине XIX в.
16.1. Население Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 17. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в.
17.1. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 18. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в.
18.1. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 19. Промышленность Сибири в первой половине XIX в.
19.1. Промышленность Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 20. Торговля и пути сообщения.
20.1. Торговля и пути сообщения Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 21. Города Сибири в первой половине XIX в.
21.1. Города Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 22. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в первой половине XIX в.
22.1. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 23. Административно-территориальное деление и управление
23.1. Административно-территориальное деление и управление Сам. работа 5 4 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 24. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в.
24.1. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 25. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в
25.1. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 26. Культура Сибири первой половины XIX в.
26.1. Культура Сибири первой половины XIX в. Сам. работа 5 4 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 27. Население Сибири и развитие сельского хозяйства во второй половине Х1Х в.
27.1. Население Сибири и развитие сельского хозяйства во второй половине Х1Х в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 28. Промышленность и рабочие Сибири во 2-й половине Х1Х в.
28.1. Промышленность и рабочие Сибири во 2-й половине Х1Х в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 29. Торговля. Города. Формирование буржуазии во 2-й половине Х1Х в.
29.1. Торговля. Города. Формирование буржуазии во 2-й половине Х1Х в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 30. Общественно-политическая жизнь Сибири во 2-й пол.Х1Х в
30.1. Общественно-политическая жизнь Сибири во 2-й пол.Х1Х в Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 31. Социально-экономическое развитие Сибири в начале ХХ в.
31.1. Социально-экономическое развитие Сибири в начале ХХ в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 32. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в.
32.1. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 33. Культура Сибири во 2-й пол. Х1Х -начале ХХ в.
33.1. Культура Сибири во 2-й пол. Х1Х -начале ХХ в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 34. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа.
34.1. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 35. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции
35.1. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
35.2. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 36. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г.
36.1. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
36.2. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 37. Культура Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
37.1. Культура Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 38. Революция 1917 года в Сибири
38.1. Революция 1917 года в Сибири Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 39. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири
39.1. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
39.2. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 40. Сибирь в годы гражданской войны
40.1. Сибирь в годы гражданской войны Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 41. Сибирь в период новой экономической политики
41.1. Сибирь в период новой экономической политики Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 42. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы
42.1. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 43. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг.
43.1. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 44. Сибирь в период Великой Отечественной войны
44.1. Сибирь в период Великой Отечественной войны Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
44.2. Сибирь в период Великой Отечественной войны Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 45. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы
45.1. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 46. Сибирь в 1960–1980-е гг.
46.1. Сибирь в 1960–1980-е гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 47. Сибирь в 1990-е–нач. 2000-х гг.
47.1. Сибирь в 1990-е–нач. 2000-х гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии.
2. Поход Ермака и его историческое значение.
3. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству.
4. Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству.
5. Заселение Сибири русскими в XVII в.
6. Социально-экономическое развитие народов Сибири XVIII в.
7. Культура Сибири XVII–XVIII вв.
8. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в.
9. Население Сибири в первой половине XIX в.
10. Города Сибири в первой половине XIX в.
11. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в12. Культура Сибири первой половины XIX в.
12. Реформа 1861 г. в Сибири.
13. Переселенческое движение во 2-й половине ХIХ в.
14. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве во 2-й половине ХIХ в.
15. Сибирское областничество.
16. Строительство Сибирской ж.д.
17. Промышленность Сибири в начале ХХ в.
18. Аграрная реформа Столыпина и Сибирь.
19. Революционное и рабочее движение в 1895 – 1904 гг.
20. Сибирь в годы первой русской революции.
21. Сибирь в годы реакции (1907-10).
22. Сибирь в период двоевластия.
23. Первые политические и социально-экономические преобразования Советской власти в Сибири.
24. Сельское хозяйство Сибири в период нэпа
25. Коллективизация сельского хозяйства Сибири
26. Индустриальное развитие Сибири в годы первых пятилеток
27. Общественно-политическое развитие Сибири в 20–30-е годы
28. Промышленность Сибири в годы Великой Отечественной войны
29. Состояние сельского хозяйства в годы ВОВ
30. Формы материальной помощи населения Сибири фронту
31. Сельское хозяйство Сибири во второй половине 1940-х –1950-е годы. Освоение целинных и залежных земель.
32. Промышленность и рабочий класс Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы
33. Жизненный уровень населения Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы.
34. Хозяйственное освоение Сибири в 1960–1980-е годы.
35. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1960–1980-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие Барнаул : Азбука, 2010 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 С. Глебов. Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: М. : Новое издательство, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к практическим занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.