МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс истории Сибири призван развивать у студентов интерес к научным изысканиям на сибирском, алтайском материале, вооружить молодых специалистов навыками для регионоведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события и процессы истории Сибири в контексте отечественной и мировой истории;
теоретические аспекты сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов;
применения полученной информации и результатов ее анализа при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также написании научных трудов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса «История Сибири».
1.1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в.
2.1. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Присоединение Сибири к Русскому государству в XVII в.
3.1. Присоединение Сибири к Русскому государству в XVII в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Заселение Сибири русскими в XVII в.
4.1. Заселение Сибири русскими в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в.
5.1. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Социальные отношения в Сибири в XVII в.
6.1. Социальные отношения в Сибири в XVII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Управление Сибири в XVII в.
7.1. Управление Сибири в XVII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Колонизация Сибири русскими в XVIII в.
8.1. Колонизация Сибири русскими в XVIII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в.
9.1. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 10. Становление сибирской промышленности в XVIII в.
10.1. Становление сибирской промышленности в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 11. Города, торговля и пути сообщения.
11.1. Города, торговля и пути сообщения Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 12. Административно-территориальное деление и управление Сибири в XVIII в.
12.1. Административно-территориальное деление и управление Сибири в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 13. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в XVIII в.
13.1. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в XVIII в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 14. Культура Сибири XVII–XVIII вв.
14.1. Культура Сибири XVII–XVIII вв. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 15. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в.
15.1. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 16. Население Сибири в первой половине XIX в.
16.1. Население Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 17. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в.
17.1. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 18. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в.
18.1. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 19. Промышленность Сибири в первой половине XIX в.
19.1. Промышленность Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 20. Торговля и пути сообщения.
20.1. Торговля и пути сообщения Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 21. Города Сибири в первой половине XIX в.
21.1. Города Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 22. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в первой половине XIX в.
22.1. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 23. Административно-территориальное деление и управление
23.1. Административно-территориальное деление и управление Сам. работа 5 4 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 24. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в.
24.1. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 25. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в
25.1. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 26. Культура Сибири первой половины XIX в.
26.1. Культура Сибири первой половины XIX в. Сам. работа 5 4 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 27. Население Сибири и развитие сельского хозяйства во второй половине Х1Х в.
27.1. Население Сибири и развитие сельского хозяйства во второй половине Х1Х в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 28. Промышленность и рабочие Сибири во 2-й половине Х1Х в.
28.1. Промышленность и рабочие Сибири во 2-й половине Х1Х в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 29. Торговля. Города. Формирование буржуазии во 2-й половине Х1Х в.
29.1. Торговля. Города. Формирование буржуазии во 2-й половине Х1Х в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 30. Общественно-политическая жизнь Сибири во 2-й пол.Х1Х в
30.1. Общественно-политическая жизнь Сибири во 2-й пол.Х1Х в Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 31. Социально-экономическое развитие Сибири в начале ХХ в.
31.1. Социально-экономическое развитие Сибири в начале ХХ в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 32. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в.
32.1. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 33. Культура Сибири во 2-й пол. Х1Х -начале ХХ в.
33.1. Культура Сибири во 2-й пол. Х1Х -начале ХХ в. Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 34. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа.
34.1. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 35. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции
35.1. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
35.2. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 36. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г.
36.1. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г. Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
36.2. Общественно-политическое движении. 1907 – февраль 1917 г. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 37. Культура Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
37.1. Культура Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 38. Революция 1917 года в Сибири
38.1. Революция 1917 года в Сибири Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 39. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири
39.1. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Лекции 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
39.2. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 40. Сибирь в годы гражданской войны
40.1. Сибирь в годы гражданской войны Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 41. Сибирь в период новой экономической политики
41.1. Сибирь в период новой экономической политики Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 42. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы
42.1. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 43. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг.
43.1. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 44. Сибирь в период Великой Отечественной войны
44.1. Сибирь в период Великой Отечественной войны Практические 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
44.2. Сибирь в период Великой Отечественной войны Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 45. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы
45.1. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 46. Сибирь в 1960–1980-е гг.
46.1. Сибирь в 1960–1980-е гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 47. Сибирь в 1990-е–нач. 2000-х гг.
47.1. Сибирь в 1990-е–нач. 2000-х гг. Сам. работа 5 2 OK-2, ПК-24 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии.
2. Поход Ермака и его историческое значение.
3. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству.
4. Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству.
5. Заселение Сибири русскими в XVII в.
6. Социально-экономическое развитие народов Сибири XVIII в.
7. Культура Сибири XVII–XVIII вв.
8. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в.
9. Население Сибири в первой половине XIX в.
10. Города Сибири в первой половине XIX в.
11. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в12. Культура Сибири первой половины XIX в.
12. Реформа 1861 г. в Сибири.
13. Переселенческое движение во 2-й половине ХIХ в.
14. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве во 2-й половине ХIХ в.
15. Сибирское областничество.
16. Строительство Сибирской ж.д.
17. Промышленность Сибири в начале ХХ в.
18. Аграрная реформа Столыпина и Сибирь.
19. Революционное и рабочее движение в 1895 – 1904 гг.
20. Сибирь в годы первой русской революции.
21. Сибирь в годы реакции (1907-10).
22. Сибирь в период двоевластия.
23. Первые политические и социально-экономические преобразования Советской власти в Сибири.
24. Сельское хозяйство Сибири в период нэпа
25. Коллективизация сельского хозяйства Сибири
26. Индустриальное развитие Сибири в годы первых пятилеток
27. Общественно-политическое развитие Сибири в 20–30-е годы
28. Промышленность Сибири в годы Великой Отечественной войны
29. Состояние сельского хозяйства в годы ВОВ
30. Формы материальной помощи населения Сибири фронту
31. Сельское хозяйство Сибири во второй половине 1940-х –1950-е годы. Освоение целинных и залежных земель.
32. Промышленность и рабочий класс Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы
33. Жизненный уровень населения Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы.
34. Хозяйственное освоение Сибири в 1960–1980-е годы.
35. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1960–1980-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие Барнаул : Азбука, 2010 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 С. Глебов. Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: М. : Новое издательство, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к практическим занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.