МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование и художественное проектирование прически

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 71
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Н.В. Гладких

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Моделирование и художественное проектирование прически

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) от 22.02.2018 г. N 124

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины «Моделирование и художественное проектирование прически» является - привить практические навыки в формировании у студентов комплекса профессиональных знаний и умений в области моделирования и художественного оформления причесок (подбора моделей причесок, разработки эскизов и схем различных моделей причесок, выбора соответствующих технологических методов и приемов обработки волос, выполнения образцов моделей причесок по эскизам, фотографиям и схемам).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения
ПК-5 Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристики эвристических методов и приемов;
способы использования эвристических методов и приемов;
приемы моделирования причесок;
принципы подбора силуэта и формы прически в соответствии с типом лица;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять задание, связанное с творческим подходом;
анализировать новые решения относительно осуществимости и степени эффективности использования;
применять на практике знания, полученные в области моделирования прически;
умеет применять творческий подход при моделирование и проектировании причесок;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками технологической последовательности моделирования и проектирования причесок;
анализом новых решений относительно осуществимости и степени эффективности; использования подходящими приемами на основе анализа недостатков;
навыками моделирования прически и моделирующих приемов конкретного назначения с учетом возрастных особенностей потребителя;
технологиями моделирования и проектирования причесок в соответствии с модными тенденциями;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о прическах
1.1. Классификация причесок и их особенности Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Классификация причесок и их особенности Сам. работа 4 9 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Стиль и мода в прическах Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Стиль и мода в прическах Практические 4 6 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы моделирования и художественного оформления причесок
2.1. Процесс моделирования прически, его задачи и этапы Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Композиция прически Практические 4 6 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Композиция прически Сам. работа 4 9 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Практические 4 8 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Сам. работа 4 11 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Зачёт Зачет 4 4 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности моделирования причесок конкретного назначения
3.1. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Лекции 4 4 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Практические 4 6 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Сам. работа 4 5 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Коррекция недостатков внешности прической Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Коррекция недостатков внешности прической Практические 4 8 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Коррекция недостатков внешности прической Сам. работа 4 11 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Лекции 4 2 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Практические 4 10 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.9. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Сам. работа 4 26 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.10. Экзамен Экзамен 4 9 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Автор-составитель: Петровская В.А. Парикмахерское искусство : уроки мастерства: Учебное пособие Москва: Аделант. // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тюменев Ю. Я. , Стельмашенко В. И. , Вилкова С. А. Материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты: учебное пособие: Учебное пособие Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Моделирование и оптимизация причесок www.rsvpu.ru
Э2 Моделирование и художественное оформление прически fashionlib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к зачёту/экзамену

Основное в подготовке к зачёту/экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту/экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту/экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту/экзамену по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту/экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту/экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт/экзамен сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте/экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.