МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - овладение психологическими основами профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации
ПК-2 способностью и готовностью создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические и социально-психологические явления, этику профессиональной деятельности, психологические основы развития личности и профессионального становления.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания по дисциплине к области принятия решений в рамках профессиональных компетенций, к созданию условий для профессионального становления будущих специалистов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом анализа профессиональных ситуаций с целью принятия ответственных и нестандартных решений в рамках профессиональных компетенций, навыками организовывть условия для профессионального развития будущих специалистов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология профессиональной деятельности
1.1. Понятие профессиональной деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Основные типы и виды деятельности. Психологическая структура совместной деятельности. Физиологические основы трудовых процессов. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Психологические механизмы формирования деятельности. Сам. работа 2 16 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Психология субъекта профессиональной деятельности
2.1. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Регулятивные и коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Способности и факторы профессиональной деятельности. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Понятие профессионально важных качеств деятельности. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Мотивация трудовой деятельности. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Понятие коллективного субъекта профессиональной деятельности. Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Развитие личности профессионала. Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.10. Зачет Зачет 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Общая психология : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3
Л1.2 Столяренко Л.Д., В. Е. Столяренко. Социальная психология : Учебное пособие для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Нартова-Бочавер С. К. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека онлайн: ЭБС www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.