МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Внеучебная работа по туризму

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Внеучебная работа по туризму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.геогр.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.геогр.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой организации и осуществления будущими преподавателями внеучебной работы по туризму;
формирование способности использовать возможности внеучебной работ по туризму как средства углубления и расширения содержания изучаемых туристических дисциплин, стимулирования позновательного интереса к ним, усиления профессиональной направленности будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью и готовностью выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов)
ПК-5 способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности педагогического целеполагания во внеучебной работе по туризму;
цель и задачи внеучебной работы по туризму;
содержательные, процессуальные и технологические характеристики профессионального обучения и воспитания во внеучебной работе по туризму;
сущность процессов профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) во внеучебной работе по туризму;
состав общей и профессиональной культуры, компоненты которого формируются у студентов в процессе внеучебной работе по туризму, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования;
способы реализации ценностного по-тенциала внеучебной работе по туризму в профессиональном обучении и воспитании.

3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять педагогическое целеполагание во внеучебной работе по туризму;
разрабатывать и реализовывать содер-жательные, процессуальные и технологические характеристики профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) во внеучебной работе по туризму;
выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) во внеучебной работе по туризму;
определять состав общей и профессиональной культуры, компоненты которого формируются у студентов в процессе внеучебной работе по туризму, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций до-полнительного профессионального образования;
выявлять ценностный потенциал внеучебной работе по туризму в про-фессиональном обучении и воспитании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.педагогического целеполагание во внеучебной работе по туризму;
разработки и реализации реализовывать содержательные, процессуальные и технологические характеристики профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) во внеучебной работе по туризму;
выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) во внеучебной работе по туризму;
навыками формирования ценностей, культуры обучающихся, общей политики профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования;
выявления ценностного потенциала внеучебной работе по туризму в профессиональном обучении и воспитании будущих рабочих (специалистов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Роль внеучебной работы в современном профессиональном туристском образовании
2.1. Сущность внеучебной работы по туризму в образовательной организации профессионального образования Лекции 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Цели и задачи внеучебной работы по туризму в профессиональной образовательной организации на основе требований ФГОС нового поколения Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Значение внеучебной работы по туризму в современном туристическом образовании Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Содержание внеучебной работы по туризму в образовательной организации профессионального образования
3.1. Критерии и принципы отбора содержания внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Преемственность внеучебной и учебной работы по туризму и ее учет в содержании профессионального образования Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Основные направления туристской деятельности и их отражение в содержании профессионального образования Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Проектирование содержания внеучебной работы по туризму в зависимости от основного направления туристской деятельности Практические 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Проектирование содержания спортивно-оздоровительного туристского направления как составляющей внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Проектирование содержания туристско-краеведческого направления как составляющей внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Проектирование содержания эколого-туристского направления в системе внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Проектирование содержания образовательного туризма в системе внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Проектирование содержания использования рекреационного потенциала региона во внеучебной работе по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Возможности внеучебной работы по туризму в профессиональном и личностном развитии будущих специалистов
4.1. Внеучебная работа по туризму как средство профессионального воспитания студентов Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Формирование лидерских качеств студентов по внеучебной работе по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Развитие творческих способностей студентов по внеучебной работ е по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Воспитательный потенциал внеучебной работы по туризму и его реализация в профессиональном образовании Практические 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Эстетическое воспитание студентов средствами внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Трудовое воспитание студентов средствами внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Нравственно-патриотическое воспитание студентов средствами внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Физическое воспитание студентов средствами внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Воспитательные аспекты волонтерского движения студентов в системе внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы организации внеучебной работы по туризму
5.1. Общая характеристика форм организации внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Массовые туристические мероприятия в системе внеурочной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Методика организации студенческих олимпиад по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Туристические соревнования как форма организации внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Содержательные и методические аспекты организации туристических походов и путешествий Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Волонтерство как форма организации внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Методы и технологии внеучебной работы по туризму
6.1. Общая характеристика методов и технологий внеучебной работы по туризму Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Использование методов и технологий внеучебной работы по туризму в образовательном процессе Практические 2 2 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Зачет 2 4 ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Трухачев А. В. , Таранова И. В. Туризм. Введение в туризм: учеб. пособие для вузов Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие Омск : Издательство ОмГТУ, , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493421
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы [ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Внеучебная работа по туризму" свзано с формированием у будущих преподавателей туристских дисциплин опыта проектирования и осуществления внеучебной работы по туризму и предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.