Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_02_Мен-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 24 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.
1.1. | Целью преподавания курса является ознакомление с различными информационными системами и технологиями, используемыми в экономике. Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-5 | владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об информационных системах управления, их классификации, сферы применения, методах обработки деловой информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы и средства обработки деловой информации для решения задач экономического характера |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования офисных программных продуктов, правовых информационных систем, поиска в интернет, статистической обработки деловой информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лекции | ||||||
1.1. | Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметная область ИС. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Декомпозиция информационных систем. Способы выделения подсистем: предметный, функциональный, проблемный, предметно-функциональный. Построение схемы декомпозиции информационной системы. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Обеспечивающие подсистемы. Виды обеспечения информационных систем: организационное, правовое, математическое, техническое, программное, информационное, технологическое, лингвистическое, эргономическое. Взаимосвязь обеспечивающих подсистем, связь обеспечивающих подсистем с функциональными. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Организация программного обеспечения информационных систем. Базовое программное обеспечение. Операционные системы. Сервисное программное обеспечение. Трансляторы языка программирования. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Механизм индексирования. Поисковый образ документа. Стратегии информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Правовые информационные системы. Проблемы автоматизации информационного поиска. Информационный поиск в Internet. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Интеллектуальные системы. Нейрокомпьютерные системы. Понятие нейрокомпьютера. Сфера использования нейрокомпьютерных технологий. Экспертные системы, решение неформализованных задач, базы знаний, правила, факты, механизм вывода. Естественно-языковые системы. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Практические занятия | ||||||
2.1. | Изучение логических функций Excel, примеры решения задач с их использованием. Самостоятельное решение экономических задач с элементами математической логики. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Автоматизация финансовых расчетов с помощью финансовых функций Excel. Решение различных финансовых задач. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Решение прогнозных задач. Аналитический и графический способ решения прогнозных задач. Оценка найденных решений. Аналитическое выражение прогнозных кривых. Трендовый анализ. | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Консультант +». Проверка полученных навыков посредством выполне-ния тестовых заданий. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Гарант». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Использование MS Access для создания экономических приложений. Создание таблиц данных, определение ключей, связывание таблиц. Разработка экранных форм, запросов, отчетов. Графическое отображение данных базы данных. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Самостоятельная разработка информационного обеспечения для заданной предметной области средствами MS Access. | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Доработка лабораторных работ и оформление отчета по выполненным работам | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Волкова В.Н. - Отв. ред., Юрьев В.Н. - Отв. ред. | ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Балдин К.В., Уткин В.Б. | Информационные системы в экономике : Учебник | Издательство "Дашков и К", 2019 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112225 |
Л2.2 | Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Шурупов А.А. | Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Дашков и К", 2016 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | [О. С. Безугляк, М. В. Бедрина] | Экономические информационные системы: метод. указ. и лаб. работы (для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 "Экономика") | [б. и.], 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | WWW.INTUIT.RU - открытый интернет университет | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
407аС | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом: 1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ. 2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу. Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем. 3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях. 4. По итогам практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить практическое задание. |