Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 22 | 22 | 40 | 40 |
Лабораторные | 28 | 28 | 32 | 32 | 60 | 60 |
Сам. работа | 26 | 26 | 63 | 63 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | дать студентам фундаментальные и прикладные аспекты физиологии человека и животных, обеспечивающие студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в научной, педагогической, производственной, медицинской и др. сферах деятельности. знать функции основных систем органов человека и животных; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системыобеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы этологии и высшей нервной деятельности (ВНД); особенности ВНД и психофизиологические осбенности человека; методы анализа физиологического состояния человека, методы экспериментальной работы с животными. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток. теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции. приборы, используемые для оценки физиологических функций. методы физиологических исследований. современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценить функциональное состояние конкретного испытуемого. интерпретировать результаты физиологического исследования. анализировать информацию физиологического характера и осуществлять манипуляции с биологическим объектами на основе гуманистических принципов работать с приборами. самостоятельно работать с приборами. применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами физиологического исследования. самостоятельно работать с приборами. владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем. основными методами физиологического исследования. Навыками интерпритации результата навыком эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая физиология | ||||||
1.1. | Предмет изучения физиологии. Физиология как наука. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Физиология возбудимых тканей | ||||||
2.1. | Электрофизиология. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание, потенциал покоя, потенциал действия. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Физиология возбудимых тканей | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
2.3. | Общая физиология гладких мышц позвоночных. Элементы эволюции мышц. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.3 |
Раздел 3. Нервная система | ||||||
3.1. | Общая физиология нервной системы. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л1.3 |
3.2. | Физиология нервной системы | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л3.1, Л2.4 |
3.3. | Частная физиология нервной системы. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.4 |
Раздел 4. Гормональная регуляция функций | ||||||
4.1. | Гормональная регуляция функций | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Кровь | ||||||
5.1. | Физиология крови | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Физиология крови | Лабораторные | 5 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
5.3. | Кроветворение и его регуляция. Лимфа, ее состав, функции образование. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 6. Кровообращение | ||||||
6.1. | Физиология сердечно-сосудистой системы | Лекции | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Физиология сердечно-сосудистой системы | Лабораторные | 5 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
6.3. | Регуляция работы сердца | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.4 |
Раздел 7. Дыхание и обмен веществ | ||||||
7.1. | Дыхание и обмен веществ | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
7.2. | Дыхание и обмен веществ | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1 |
7.3. | Эволюция типов дыхания. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.4, Л1.1 |
Раздел 8. Физиология жидкостей тела и функция почки | ||||||
8.1. | Физиология почки | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2 |
8.2. | Инкреторная, метаболическая функция почки. | Сам. работа | 6 | 1 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 9. Пищеварительная система | ||||||
9.1. | Физиология пищеварения | Лекции | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
9.2. | Физиология пищеварения | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
9.3. | Эволюция пищеварения | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 10. Физиология питания | ||||||
10.1. | Физиология питания | Лекции | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
10.2. | Оценка пищевых рацирнов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | |
10.3. | Оценка различных диет | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 11. Физиология сенсорных систем | ||||||
11.1. | Общая физиология сенсорных систем | Лекции | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л1.1 |
11.2. | Физиология сенсорных систем | Лабораторные | 6 | 12 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л2.4 |
11.3. | Частная физиология сенсорных систем | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.3 |
Раздел 12. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. | ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. | ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 2 КРОВЬ, ИММУНИТЕТ, ГОРМОНЫ, РЕПРОДУКЦИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. | ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филатова О.В. | Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
Л2.3 | Под ред. Г.И. Косицкого | Физиология человека : учебник | М.: Медицина, 1985 | 114 |
Л2.4 | Под ред. А. Д. Ноздрачева | Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник | М.: Высшая школа, 1991 | 91 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова | Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Интернет-архив цифровой библиотеки | archive.org | ||
Э5 | Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия | rzblx1.uni-regensburg.de | ||
Э6 | Электронная библиотека (раздел – биология) | openlibrary.org | ||
Э7 | Онлайн-библиотека биологической литературы | www.biolib.de | ||
Э8 | База данных издательства Springer | link.springer.com | ||
Э9 | Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э10 | Курс в Moodle "Физиология человека и животных" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Интернет-архив цифровой библиотеки (https://archive.org/about/) 5. Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W) 6. Электронная библиотека (раздел – биология)(https://openlibrary.org/) 7. Онлайн-библиотека биологической литературы (http://www.biolib.de/) 8. База данных издательства Springer (https://link.springer.com/) 9. Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки (http://cyberleninka.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
229Л | препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология человека и животных». Дисциплина «Физиология человека и животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология человека и животных». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |