МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология человека и животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 22 22 40 40
Лабораторные 28 28 32 32 60 60
Сам. работа 26 26 63 63 89 89
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.б.н. , профессор, Филатова О.В.;к.б.н., доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н. , профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология человека и животных

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 100 (степень "Бакалавр")

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам фундаментальные и прикладные аспекты физиологии человека и животных, обеспечивающие студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в научной, педагогической, производственной, медицинской и др. сферах деятельности.
знать функции основных систем органов человека и животных; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системыобеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы этологии и высшей нервной деятельности (ВНД); особенности ВНД и психофизиологические осбенности человека; методы анализа физиологического состояния человека, методы экспериментальной работы с животными.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток.
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции.
приборы, используемые для оценки физиологических функций.
методы физиологических исследований.
современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить функциональное состояние конкретного испытуемого.
интерпретировать результаты физиологического исследования.
анализировать информацию физиологического характера и осуществлять манипуляции с биологическим объектами на основе гуманистических принципов
работать с приборами.
самостоятельно работать с приборами.
применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования.
самостоятельно работать с приборами.
владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем.
основными методами физиологического исследования.
Навыками интерпритации результата
навыком эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая физиология
1.1. Предмет изучения физиологии. Физиология как наука. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Физиология возбудимых тканей
2.1. Электрофизиология. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание, потенциал покоя, потенциал действия. Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л1.3
2.2. Физиология возбудимых тканей Лабораторные 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.3
2.3. Общая физиология гладких мышц позвоночных. Элементы эволюции мышц. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.3
Раздел 3. Нервная система
3.1. Общая физиология нервной системы. Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л1.3
3.2. Физиология нервной системы Лабораторные 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л3.1, Л2.4
3.3. Частная физиология нервной системы. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.4
Раздел 4. Гормональная регуляция функций
4.1. Гормональная регуляция функций Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Кровь
5.1. Физиология крови Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2
5.2. Физиология крови Лабораторные 5 8 ОПК-4, ПК-1 Л1.2
5.3. Кроветворение и его регуляция. Лимфа, ее состав, функции образование. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2
Раздел 6. Кровообращение
6.1. Физиология сердечно-сосудистой системы Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.2. Физиология сердечно-сосудистой системы Лабораторные 5 8 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2
6.3. Регуляция работы сердца Сам. работа 5 20 ОПК-4, ПК-1 Л2.4
Раздел 7. Дыхание и обмен веществ
7.1. Дыхание и обмен веществ Лекции 6 6 ОПК-4 Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Дыхание и обмен веществ Лабораторные 6 8 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.3. Эволюция типов дыхания. Сам. работа 6 20 ОПК-4, ПК-1 Л2.4, Л1.1
Раздел 8. Физиология жидкостей тела и функция почки
8.1. Физиология почки Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.2
8.2. Инкреторная, метаболическая функция почки. Сам. работа 6 1 ОПК-4, ПК-1 Л2.2
Раздел 9. Пищеварительная система
9.1. Физиология пищеварения Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
9.2. Физиология пищеварения Лабораторные 6 8 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л2.4, Л1.1
9.3. Эволюция пищеварения Сам. работа 6 20 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
Раздел 10. Физиология питания
10.1. Физиология питания Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
10.2. Оценка пищевых рацирнов Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-1
10.3. Оценка различных диет Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
Раздел 11. Физиология сенсорных систем
11.1. Общая физиология сенсорных систем Лекции 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л1.1
11.2. Физиология сенсорных систем Лабораторные 6 12 ОПК-4, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л2.4
11.3. Частная физиология сенсорных систем Сам. работа 6 20 ОПК-4, ПК-1 Л2.3
Раздел 12.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 2 КРОВЬ, ИММУНИТЕТ, ГОРМОНЫ, РЕПРОДУКЦИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
Л2.3 Под ред. Г.И. Косицкого Физиология человека : учебник М.: Медицина, 1985 114
Л2.4 Под ред. А. Д. Ноздрачева Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник М.: Высшая школа, 1991 91
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Интернет-архив цифровой библиотеки archive.org
Э5 Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия rzblx1.uni-regensburg.de
Э6 Электронная библиотека (раздел – биология) openlibrary.org
Э7 Онлайн-библиотека биологической литературы www.biolib.de
Э8 База данных издательства Springer link.springer.com
Э9 Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э10 Курс в Moodle "Физиология человека и животных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Интернет-архив цифровой библиотеки (https://archive.org/about/)
5. Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W)
6. Электронная библиотека (раздел – биология)(https://openlibrary.org/)
7. Онлайн-библиотека биологической литературы (http://www.biolib.de/)
8. База данных издательства Springer (https://link.springer.com/)
9. Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки (http://cyberleninka.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология человека и животных».
Дисциплина «Физиология человека и животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология человека и животных». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.