МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д-р пед. наук, профессор, О.П. Морозова

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет и функции педагогики;
цели и задачи педагогического образования;
категориальный аппарат педагогики;
методологию педагогической науки;
аксиологические основы педагогики;
сущность развития, социализации и воспитания личности;
сущность педагогического процесса как целостного явления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить педагогические цели и определять задачи учебного занятия;
структурировать учебный материал в соответствии с педагогическими целями и задачами;
выстраивать педагогический процесс на основе субъект-субъектных отношений;
осуществлять анализ педагогических ситуаций и находить адекватный способ их разрешения;
адекватно подбирать формы и методы обучения и воспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом педагогики;
коммуникативной компетентностью;
методами обучения и воспитания;
современными инновационными технологиями в педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Лекции 4 2 ОК-5 Л2.5, Л1.1
1.2. Профессионально-педагогическая культура учителя. Сам. работа 4 4 ОК-5 Л2.5, Л1.1
1.3. Профессиональное становление и развитие педагога. Сам. работа 4 4 ОК-5 Л2.5, Л1.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Профессиональное становление и развитие педагога. Лекции 4 2 ОК-5 Л2.5, Л1.1
2.2. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Практические 4 2 ОК-5 Л2.5, Л1.1
2.3. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Сам. работа 4 4 ОК-5 Л2.5, Л1.1
2.4. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Теория обучения
3.1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Лекции 4 2 ОК-5, ПК-11 Л2.4, Л1.1
3.2. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Практические 4 4 ОК-5, ПК-11 Л2.4, Л1.1
3.3. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-11 Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Теория и методика воспитания
4.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-11 Л2.4, Л1.1
4.2. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-11 Л2.4, Л1.1
4.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.4. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Практические 4 2 ОК-5, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.5. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 5. Педагогические технологии
5.1. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технологии конструирования педагогического процесса. технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Лекции 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1
5.2. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технологии конструирования педагогического процесса. технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Практические 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1
5.3. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технологии конструирования педагогического процесса. технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Управление педагогическими системами
6.1. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Оновные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей Лекции 4 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1
6.2. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Оновные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11
6.3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Оновные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт. 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я. Л. Коломинского Психология педагогического взаимодействия: [учеб. пособие] [СПб.]: Речь, [2007]
Л2.2 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
Л2.3 под ред. С. А. Смирнова Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений М. : Академия, 2007
Л2.4 Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для вузов: М.: Академия, 2010
Л2.5 под ред. З. И. Васильевой. История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 10 шт., 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.