МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кан. пед. наук, доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д-р пед. наук, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения;
формирование умений преподавать курс истории в общеобразовательных организациях с учетом применения основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности целеполагания в условиях новой модели образования;
инновационные формы и технологии обучения;
критерии оценки результатов образовательного процесса;
специфику супервизии как педагогического феномена и метода сопровождения учащихся, ее сущностные особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять цели педагогической деятельности и средства их достижения;
осуществлять отбор и использовать инновационные формы и технологии обучения в процессе учебных занятий;
разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса;
проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками педагогического целеполагания;
инновационными формами и технологиями обучения при проведении учебных занятий;
критериально-оценочной базой результатов образовательного процесса;
процедурами осуществления супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Практические 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическая деятельность Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Профессиональная культура педагога Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 10 2 ПК-9 Л1.1
2.2. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
2.3. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
2.4. Методологические основы педагогики Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
2.5. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 10 2 ПК-9 Л1.1
2.7. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
2.9. Целостный педагогический процесс Лекции 10 2 ПК-9 Л1.1
2.10. Целостный педагогический процесс Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 10 2 ПК-9 Л1.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
3.3. Принципы воспитания Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.1
3.4. Современные концепции воспитания Практические 10 2 ПК-9 Л1.1
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 10 4 ПК-9 Л1.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 10 2 ПК-9 Л1.1
3.7. Содержание воспитания Практические 10 2 ПК-9 Л1.1
3.8. Содержание воспитания Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
3.9. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
3.10. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
3.11. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.2. Сущность процесса обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.3. Обновление содержания образования Лекции 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.4. Обновление содержания образования Практические 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.5. Обновление содержания образования Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.7. Методы проблемного обучения Практические 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся Практические 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.10. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.11. Современные дидактические концепции Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.12. Формы организации обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.13. Урок в современной образовательной организации Лекции 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.14. Урок в современной образовательной организации Практические 10 2 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.15. Принципы обучения Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.16. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1
4.17. Контроль и оценка результатов обучения Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.