МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость26 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 936
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 798
контроль 54
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 20 20 16 16 8 8 46 46
Практические 4 4 12 12 14 14 8 8 38 38
Сам. работа 273 273 166 166 240 240 119 119 798 798
Часы на контроль 9 9 18 18 18 18 9 9 54 54
Итого 288 288 216 216 288 288 144 144 936 936

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преп., Бобров Д.С. ;к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.;д.и.н., проф., Скубневский В.А.;д.и.н., проф., Разгон В.Н.;д.и.н., проф., Демчик Е.В.;к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Характеризовать особенности внутренней и внешней политики России на отдельных этапах развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Устанавливать действие закономерностей исторического процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История России (с древнейших времен до конца первой трети XVI в.)
1.1. Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Проблемы этногенеза славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Происхождение и ранняя история восточных славян с древнейших времен до образования Древнерусского государства Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Начало формирования российской цивилизации Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Крещение Руси и становление духовного единства Древнерусского общества Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Русская Правда как основной источник для реконструкции социально-экономического строя Киевской Руси Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Причины вхождения Руси в период политической раздробленности Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Русь в период монголо-татарских завоеваний и вассальной зависимости от Золотой Орды Сам. работа 1 19 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Объединительный процесс в северо-восточных русских землях и создание на территории Великороссии единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Судьбы древнерусских земель во второй половине XIII – XV вв. Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Московское государство конца XV - первой трети XVI в Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Возникновение культурного единства в Московской руси в XV – начале XVI в. Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Экзамен 1 9
Раздел 2. История России вторая треть XVI - конец XVIII в.
2.1. Политический строй России XVI в.: поиск моделей и путей развития Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Политический строй России XVI в.: поиск моделей и путей развития Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Царская власть и опричнина: генезис, содержательные характеристики и взаимосвязь явлений Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-экономическое развитие России в XVI в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Становление основных направлений внешней политики и территориальные приобретения Российского государства в XVI в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Эволюция судебно-правовой системы в Русском государстве XVI в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Ведущие тенденции эволюции социально-экономических отношений в Московском государстве второй половины XVI – начале XVII в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Причины Смутного времени Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Смутное время в истории России Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Эволюция политического строя Российского государства в XVII в Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Эволюция политического строя Российского государства в XVII в Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Социальные и религиозные движения XVII в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.14. Социальные и религиозные движения XVII в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.15. Внешняя политика России в XVII в.: борьба за восстановление могущества Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.16. Сельское хозяйство, промышленность и торговля в XVII в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.17. Власть, реформы и общество при Петре I Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.18. Власть, реформы и общество при Петре I Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.19. Оценка личности Петра I и результатов реализации его программы по европеизации России Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.20. Оценка личности Петра I и результатов реализации его программы по европеизации России Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.21. Эпоха дворцовых переворотов и ее значение для исторического развития России Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.22. Сравнительная характеристика экономического развития России в XVII–XVIII вв. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.23. Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.24. Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.25. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.: укрепление имперского могущества Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.26. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.: укрепление имперского могущества Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.27. Экзамен 2 9
Раздел 3. История России в первой половине XIX в.
3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Внутренняя политика в 1801-1812 гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Внутренняя политика в 1801-1812 гг. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Внешняя политика России в 1801–1812 гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Внешняя политика России в 1801–1812 гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Внешняя политика России в 1801–1812 гг. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.8. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.9. Внешняя политика России в 1815–1825 гг. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.10. Внутренняя политика правительства Александра I в 1815-1825 гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.11. Внутренняя политика правительства Александра I в 1815-1825 гг. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.12. Движение декабристов Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.13. Движение декабристов Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.14. Внутренняя политика правительства Николая I в 1825–1855 гг. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.15. Освободительное движение и общественная мысль России во второй трети XIX в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.16. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.17. Крымская война 1853–1856 гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.18. Крымская война 1853–1856 гг. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.19. Культура России в первой половине XIX в. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.20. Экзамен 2 9 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. История России второй половины XIX в.
4.1. Реформа 1861 г. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Реформа 1861 г. Сам. работа 3 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.4. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. Сам. работа 3 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.5. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве Сам. работа 3 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.6. Промышленность и формирование классов буржуазии и пролетариата Сам. работа 3 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.7. Общественно-политическое движение 1860-х гг. Практические 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.8. Общественно-политическое движение 1860-х гг. Сам. работа 3 13 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.9. Общественно-политическое движение 1870 – начала 1880-х гг. Сам. работа 3 13 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.10. Внутренняя политика конца 70 – начала 90-х гг. XIX в. Практические 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.11. Внутренняя политика конца 70 – начала 90-х гг. XIX в. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.12. Присоединение Средней Азии к России. Национальные окраины в пореформенный период Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.13. Внешняя политика пореформенной России Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.14. Внешняя политика пореформенной России Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.15. Общественно-политическое движение 1880 – начала 1890-х гг. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.16. Экзамен 3 9 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. История России в начале XX в.
5.1. Индустриальное развитие России в конце ХIХ–начале ХХ вв. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Индустриальное развитие России в конце ХIХ–начале ХХ вв. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Основные этапы развития монополистического капитализма в России. Типы монополий. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.4. Финансовый капитал. Государственный бюджет России в начале XX века. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.5. Ввоз и вывоз капитала. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.6. Российская буржуазия в начале XX века. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.7. Социально-экономическое развитие России в начале XX столетия Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.8. Социально-экономическое развитие России в начале XX столетия Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.9. Аграрные проекты в России в начале XX в. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.10. Аграрные проекты в России в начале XX в. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.11. Столыпинская аграрная реформа. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.12. Столыпинская аграрная реформа. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.13. Социалистические партии в 1898 – 1917 гг. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.14. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.15. Место России в системе мировой экономики. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.16. Революционное движение накануне первой русской революции. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.17. Революционное движение в годы Первой мировой войны. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.18. Кризис самодержавия накануне 1905 г. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.19. Кризис самодержавия накануне 1905 г. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.20. События 9 января 1905 г. Углубление революционного кризиса весной и летом 1905 г. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.21. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Образование либеральных и черносотенно-монархических партий и организаций. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.22. Спад революционного движения в 1906–1907 гг. I и II Государственные думы. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.23. Третьеиюньская политическая система. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.24. Царизм и Государственная дума в период Первой мировой войны. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.25. Царизм и Государственная дума в период Первой мировой войны. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.26. Предпосылки и альтернативы революции 1917 г. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.27. Предпосылки и альтернативы революции 1917 г. Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.28. Февральская революция 1917 г. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.29. Февральская революция 1917 г. Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.30. Русско-японская война 1904–1905 гг. Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.31. Русско-японская война 1904–1905 гг. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.32. Внешняя политика России в 1906–1914 гг. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.33. Аграрные отношения и развитие сельскохозяйственного производства на рубеже XIX–XX вв. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.34. Участие русской армии в первой мировой войне. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.35. Участие русской армии в первой мировой войне. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.36. Развитие образования и науки в начале XX века. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.37. Архитектура и искусство в начале XX века. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
5.38. Экзамен 3 9 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. История России 1917-1945 гг.
6.1. Россия в 1917 г.: Октябрьская революция и приход большевиков к власти Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.2. Становление Советского государства Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.3. Октябрь 1917 г.: случайность, неизбежность, закономерность? Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.4. Октябрьская революция 1917 года Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.5. Проблемы национально-государственного строительства. образование СССР Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.6. Антибольшевистское движение в России: 1917–1922 гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.7. Россия во второй половине 1918 – 1920-м гг.: гражданская война Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.8. Кризис «военно-коммунистической» модели социалистического строительства Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.9. Политические реалии 1920-х гг.: споры о социализме и борьба за власть Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.10. Россия в эпоху нэпа Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.11. Новая экономическая политика Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.12. Россия в 1920-е гг.: экономические и политические альтернативы развития Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.13. Внешняя политика советского государства в 1917–1920-е гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.14. Культурная жизнь в 1920-е годы Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.15. Власть и общество в 1930-е годы. советский тоталитаризм Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.16. Сталинизм: истоки, сущность, основные черты Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.17. Модернизация российской экономики: ко-нец 1920-х – 1930-е годы. Социалистическая Индустриализация Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.18. Модернизация сельского хозяйства СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.19. Преобразования сельского хозяйства в конце 1920-х – 1930-е годы Сам. работа 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.20. Развитие культуры, науки, образования в 1930-е годы Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.21. Основные проблемы развития отечественной культуры (1917 – конец 1930-х гг.) Сам. работа 4 7 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.22. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.23. Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е – начале 1940-х гг. Сам. работа 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.24. СССР накануне Великой отечественной войны Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.25. Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.26. СССР в годы Великой отечественной войны Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
6.27. Экзамен 4 9 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сложность и дискуссионность проблемы этногенеза славян, ее причины
2. Начало формирования лингвистической структуры первобытного общества. Индоевропейцы: краткая история (проблема происхождения, хронология, локализация на карте, определение хозяйственного уровня развития, ход распада)
3. Терминология исторических источников: «русы», «славяне», «варяги», их этническая и надэтническая трактовка
4. Автохтонная версия заселения славянами Восточно-Европейской равнины
5. Миграционные теории заселения славянами Восточно-Европейской равнины
6. Начало раннесредневекового периода в истории восточных славян: археологический взгляд
7. Начало раннесредневекового периода в истории восточных славян: становление первобытной экономики в контексте природно-климатических условий среды обитания
8. Начало раннесредневекового периода в истории восточных славян: уровень социально-политического развития восточнославянского общества
9. Норманизм о факторах и тенденциях возникновения государственности на Восточно-Европейской равнине
10. Антинорманизм о факторах и тенденциях возникновения государственности на Восточно-Европейской равнине
11. Понятие «цивилизация». Проблема цивилизационной принадлежности России
12. Определение примерной временной границы перехода населения Восточно-Европейской равнины от варварства к цивилизации, признаки этого процесса
13. Оценка Киевской Руси как политического образования. Дискуссии вокруг данной проблемы
14. Традиционный взгляд на сущность Киевской Руси и основные вехи политической истории древнерусских земель, сложившийся в отечественной историографии
15. Концепция истории России IX – XII вв. И.Я. Фроянова и А.Ю. Дворниченко
16. Языческая религиозная реформа князя Владимира: причины проведения, содержание
17. Крещение Киевской Руси: обстоятельства и своеобразие сделанного выбора в пользу восточного христианства
18. Последствия и значение крещения Руси, основные черты древнерусской духовности
19. Характеристика Русской Правды как источника по истории Киевской Руси
20. Процесс формирования государственного и вотчинного хозяйства Киевской Руси. Дискуссии вокруг данной проблемы
21. Община (мир, вервь) – важнейший институт древнерусского общества. Социально-экономическая характеристика различных категорий населения Древнерусского государства
22. Понятие феодальной раздробленности. Содержательные характеристики процесса феодальной раздробленности на Руси
23. Предпосылки и проблема времени начала феодальной раздробленности в контексте политической истории Киевской Руси
24. Причины политической раздробленности Руси
25. Киевское, Черниговское и Галицко-Волынское княжества в период феодальной раздробленности
26. Рязанское княжество и Смоленская земля в период феодальной раздробленности
27. Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности
28. Вечевой порядок в истории Руси
29. Значение и последствия феодальной раздробленности для ведущих политических центров и для истории России в целом
30. Происхождение монголов, уровень их социально-экономического и политического развития. Специфика монгольской государственности
31. Цели и основные этапы завоевания монголо-татарами древнерусских земель. Причины поражения населения древнерусских земель в борьбе с монголо-татарским нашествием.
32. Дискуссии вокруг проблемы содержания вассальной зависимости Руси от Золотой Орды и ущерба от монголо-татарской агрессии для древнерусских земель
33. Теория диффузии о соприкосновении Руси с монгольским культурным кругом. Проблема краткосрочных и долгосрочных последствий завоевания
34. Расстановка политических сил на Восточно-Европейской равнине после монголо-татарского нашествия в середине – второй половине XIII в.
35. Причины и предпосылки объединения Северо-Восточной Руси и Великороссии в единое государство
36. Причины и факторы превращения Московского княжества в центр объединительного процесса
37. Возникновение и основные этапы истории Великого княжества Литовского и Русского. Вхождение в него западных, юго-западных и южных древнерусских земель
38. Периодизация процесса объединения Северо-Восточной Руси и Великороссии в единое государство. Первый и второй этапы объединения.
39. Феодальная война как один из этапов объединения Северо-Восточной Руси и Великороссии в единое государство
40. Завершающий этап объединения Северо-Восточной Руси и Великороссии в единое государство
41. Ордыно-русские отношения, сопровождавшие процесс объединения
42. Великое княжество Литовское и Русское как альтернатива Московии по социально-экономическому, политическому устройству и культурному развитию
43. Тверь как альтернатива объединения русских земель в XIV – XV вв.
44. Новгородская земля и Рязанское княжество как альтернативы объединения русских земель в XIV – XV вв.
45. Характеристика политического строя Московского государства конца XV – начала XVI в.
46. Создание общерусских органов власти при Иване III и Василии III
47. Неоднозначная оценка личности Ивана Грозного и его деятельности в отечественной историографии
48. «Мягкая» централизация России с помощью реформ и опоры на поддержку общества в середине XVI в.
49. Организация исполнительной власти при Иване IV. Оценка дееспособности государственного управления при Иване IV
50. Природа возникновения царской власти в Российском государстве. Вопросы взаимосвязи местничества и монархической власти. Проблема типологизации монархии Московского государства середины – второй половины XVI в.
51. Отражение взглядов на природу царской власти в исторической литературе XVI в.
52. Опричнина как один из вариантов централизации власти и государства: причины возникновения опричнины и ее ведущие тенденции
53. Опричнина как один из вариантов централизации власти и государства: проблема опричного террора, итоги и значение опричнины для исторического развития России
54. Ф. Басманов и М. Скуратов: личные слуги Ивана IV или ревнители государственных интересов?
55. Причины и факторы активизации внешней политики России во второй половине XVI в.
56. Восточное направление внешней политики Ивана IV:
57. Западное направление внешней политики Ивана IV. Ливонская война.
58. Характеристика Судебника 1550 гг. как законодательного вида исторических источников. Законодательные новеллы Судебника
59. Судоустройство и судопроизводство в Русском государстве конца XV – начала XVII в.
60. Эволюция вотчинного и развитие поместного землевладения в XVI в. Княжеское и дворцовое хозяйство
61. Исторические предпосылки формирования крепостного права в России
62. Крестьянство и холопство. Юридическое оформление крепостного права и эволюция крепостнического законодательства в России в XVI – середине XVII в.
63. Характеристика аграрного сектора экономики Московской Руси XVI в.
64. Развитие ремесла, мануфактурного производства и торговли в XVI в. Положение посадского населения Русского государства
65. Правление Бориса Годунова
66. Причины Смутного времени (Смуты)
67. Различные подходы к трактовке понятия «Смутное время» и содержания исторических процессов в России в конце XVI – начале XVII в. Проблема периодизации истории Смутного времени
68. Феномен самозванства в истории России
69. Лжедмитрий I: временщик на троне или фигура, устраивавшая бояр?
70. Личность и правление Василия Шуйского: непризнанный гений или честолюбивый временщик?
71. Социальные волнения периода Смуты: причины возникновения, специфика протекания, влияние на ход исторических событий
72. Тушинский лагерь: причины появления, социальный состав, военная и административно-политическая активность, разгром
73. Проблема иностранной интервенции в истории Смуты. Альтернативы развития Российской государственности в 1609–1613 гг.
74. Последствия и значение Смутного времени в истории России
75. Стабилизация политической системы России в середине 10-х – начале 20-х гг. XVII в. и роль в этом процессе Земских соборов
76. Борьба двух тенденций политического развития в Русском государстве, их соотношение в 20-80-х гг. XVII в.
77. Причины победы авторитарной тенденции в управлении Российским государством в последней трети XVII в.
78. Динамика развития сельского хозяйства России в XVII в.
79. Общее состояние ремесла и промышленности в экономике России XVII в. Посадская реформа середины столетия
80. Внешняя политика России в отношении Речи Посполитой в XVII в.
81. Русско-шведская война 1656–1658 гг.
82. Отношения Российского государства с Османской империей и Крымским ханством в XVII в.
83. Восточный вектор политики России. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
84. Сравнительный анализ городских восстаний середины XVII в.: причины возникновения, специфика протекания, последствия
85. Восстание под руководством С. Разина: причины, ход основных событий, результаты, проблема оценки характера восстания (экстраординарное событие XVII в. или продолжение явлений Смуты?)
86. Предпосылки, причины и проявления начального этапа секуляризации общественного сознания в XVII в.
87. Церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви
88. Соловецкое сидение и другие раскольнические движения второй половины XVII в.
89. Личность Петра I и ее оценка в историографии
90. Сущностная характеристика процесса модернизации (европеизации) России
91. Административные и военные реформы Петра I. Характеристика созданной Петром I политической системы
92. Церковная реформа Петра I. Социальные реформы и торгово-промышленная реформа Петра I
93. Успехи и издержки, осуществленной Петром I европеизации России
94. Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов и ключевых сил на политической арене в. Проблема хронологии периода и его значение для исторического развития России
95. Правление Екатерины I и Петра II: время упущенных возможностей или рецессия государственного управления?
96. Олигархизация режима и становление полицейского государства в период правления Анны Иоанновны
97. Возвращение к заветам Петра I: правление Елизаветы Петровны
98. Петр III и приход к власти Екатерины II
99. Многогранная оценка историками внутренней политики Екатерины II через такие понятия, как: «просвещенный абсолютизм», «правительственный либерализм», «законная монархия». Ваша позиция по данному вопросу.
100. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева и его влияние на внутреннюю политику Екатерины II.
101. Сословный состав русского общества в XVIII в., основные тенденции его эволюции.
102. Эволюция социально-правового положения дворянства в XVIII в. Окончательное оформление дворянского сословия.
103. Оформление различных категорий крестьянства России в XVIII в., характеристика их положения.
104. Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в XVIII в.
105. Качественные сдвиги в промышленности и торговле России в течение XVIII в. Оценка динамики происходивших изменений и окончательных итогов.
106. Характеристика русско-польских отношений при Екатерине II. Три раздела Речи Посполитой.
107. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Присоединение Крыма к России.
108. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
109. Древнерусская культура и ее основные черты. Место XVII столетия в культурно-историческом развитии России.
110. Русская культура в XVIII в.
111. Дискуссии вокруг проблемы формирования всероссийского рынка (XVII или XVIII в.?) и развития товарного хозяйства
112. Генезис и эволюция политики протекционизма в Российском государстве XVII–XVIII вв. Проблема роли государства в экономическом развитии России раннего Нового времени.
113. Территория и население России в первой половине XIX в.
114. Положение в сельском хозяйстве первой половине XIX в.
115. Промышленность России в первой половине XIX в. Промышленный переворот.
116. Торговля и транспорт в России в первой половине XIX в.
117. Дворянство, крестьянство и городские слои населения в первой половине XIX в.
118. Города России в первой половине XIX в.
119. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг., ее основные направления и результаты.
120. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг., ее основные направления и результаты.
121. М.М. Сперанский и его проекты.
122. Участие России в коалиционных войнах начала XIX в.
123. Войны России со Швецией (1808-1809), Турцией (1806-1812) и Персией (1804-1813), их результаты.
124. Отечественная война 1812 г. Причины, соотношение сил сторон, ход боевых действий, итоги.
125. Партизанское движение в период Отечественной войны. Герои войны 1812 г.
126. Заграничные походы русской армии и их результаты.
127. Складывание Венской системы международных отношений и место России в ней.
128. Русско-турецкие отношения в 1812-1856 гг.: от войн к союзу и снова к войне.
129. Борьба России с Ираном, Турцией и горскими народами за Кавказ.
130. Отношения России с Китаем, Японией и США.
131. Усиление бюрократии при Николае I. Административные реформы и кодификация законов.
132. Реформы в области просвещения и цензуры во второй четверти XIX в.
133. Крестьянский вопрос в период царствования Александра I.
134. Попытки решения крестьянского вопроса в период царствования Николая I.
135. Крестьянское движение в первой половине XIX в.
136. Причины формирования революционного мировоззрения. Первые общества декабристов.
137. Северное общество декабристов и его деятельность.
138. Южное общество декабристов и его деятельность.
139. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге.
140. Восстание декабристов на юге страны.
141. Причины поражения декабристов, их место и роль в освободительном движении России.
142. Декабристы и Сибирь.
143. Основные причины и предпосылки развития общественного движения в первой поло-вине XIX в.
144. Революционные кружки 20-30-х гг. XIX в.
145. Теория официальной народности.
146. Протест П.Я. Чаадаева.
147. Славянофилы и их отношение к самодержавию, крепостному праву и перспективам развития России.
148. Западники, их отношение к российской действительности.
149. В.Г. Белинский и А.И. Герцен и их место в общественном движении России.
150. Движение петрашевцев.
151. Причины, характер и ход Крымской войны.
152. Оборона Севастополя. Другие театры боевых действий Крымской войны.
153. Причины поражения и последствия Крымской войны.
154. Литература в первой половине XIX в.
155. Наука в первой половине XIX в.
156. Искусство в первой половине XIX в
157. Подготовка отмены крепостного права.
158. Личное освобождение крестьян по Положению 19 февраля 1861 г.
159. Решение земельного вопроса по реформе 1861 г. Выкупная операция.
160. Судебная реформа.
161. Земская реформа.
162. Городская реформа 1870 г.
163. Финансовые и военные реформы.
164. Крестьянское хозяйство в пореформенный период.
165. Помещичье хозяйство в пореформенный период.
166. Торговое земледелие в пореформенный период.
167. Рост фабричного производства в пореформенный период.
168. Главные отрасли промышленности во второй половине Х1Х в.
169. Формирование и положение пролетариата в пореформенный период.
170. Формирование буржуазии в пореформенный период.
171. «Верхи» и «низы» после 1861 г. Либеральное и революционно-демократическое движение. «Земля и воля» 1860-х гг.
172. Основные черты и течения в народничестве 1870-х гг.
173. Первое и второе «хождение в народ» 70-х гг.
174. «Народная воля». Практика террора.
175. «Верхи» в период кризиса рубежа 70 – 80-х гг. ХIХ в. Лорис-Меликов.
176. Рабочее движение 70-80-х гг. ХIХ в.
177. Внутренняя политика правительства Александра Ш.
178. Внешняя политика между Крымской и Русско-Турецкой войнами.
179. Причины и характер Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг.
180. Ход военных действий, итоги Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг.
181. Внешняя политика России с конца 70-х до середины 90-х гг. ХIХ в.
182. Присоединение Средней Азии.
183. Общественно-политическое движение 80-х – начала 90-х гг. ХIХ в
184. Индустриальное развитие России в конце ХIХ–начале ХХ вв.
185. Основные этапы развития монополистического капитализма в России. Типы монополий.
186. Финансовый капитал. Государственный бюджет России в начале XX века.
187. Ввоз и вывоз капитала.
188. Российская буржуазия в начале XX века.
189. Аграрные проекты в России в начале XX в.
190. Столыпинская аграрная реформа.
191. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны.
192. Место России в системе мировой экономики.
193. Революционное движение накануне первой русской революции.
194. Революционное движение в годы Первой мировой войны.
195. Либеральное движение накануне революции 1905–1907 гг.
196. Кризис самодержавия накануне 1905 г.
197. События 9 января 1905 г. Углубление революционного кризиса весной и летом 1905 г.
198. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Образование либеральных и черносотенно-монархических партий и организаций.
199. Спад революционного движения в 1906–1907 гг. I и II Государственные думы.
200. Третьеиюньская политическая система.
201. Царизм и Государственная дума в период Первой мировой войны.
202. Предпосылки и альтернативы революции 1917 г.
203. Февральская революция 1917 г.
204. Русско-японская война 1904–1905 гг.
205. Внешняя политика России в 1906–1914 гг.
206. Аграрные отношения и развитие сельскохозяйственного производства на рубеже XIX–XX вв.
207. Участие русской армии в первой мировой войне.
208. Развитие образования и науки в начале XX века.
209. Архитектура и искусство в начале XX века.
210. Предпосылки Октябрьской революции 1917 г.
211. Россия в 1917 г.: альтернативы политического развития.
212. Приход большевиков к власти и судьба Учредительного собрания.
213. Установление советской власти (октябрь 1917 – лето 1918 гг.): формы и методы. Формирование советской государственности.
214. Внешняя политика советского государства в октябре 1917 – марте 1918 гг. Брестский мир и его значение.
215. Причины и основные этапы гражданской войны (1918-1920 гг.)
216. «Белые» правительства на территории России: политические и социально-экономические программы деятельности и их реализация.
217. Рабочее и крестьянское движение против большевиков в 1918-1921 гг. Кронштадт.
218. «Военный коммунизм»: идеология и практика.
219. Итоги гражданской войны. Причины поражения антибольшевистского движения.
220. Церковь и большевистская диктатура в первое десятилетие советской власти.
221. Россия в конце 1920-го – начале 1921 гг.: общенациональный кризис и переход к нэпу.
222. Национальный вопрос в программах политических партий России в 1917 г.
223. Предпосылки, ход и значение образования СССР.
224. Проблемы социалистического строительства в работах В.И. Ленина.
225. Дискуссии 1920-х гг. о путях и методах строительства социализма.
226. Экономическое развитие России в период нэпа.
227. Достижения и противоречия нэпа. Причины «конца» нэпа.
228. Международное положение и внешняя политика советского государства в 1920-е гг.
229. Предпосылки и выработка политики индустриализации в СССР.
230. Складывание плановой системы регулирования экономикой. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства: разработка и осуществление.
231. Источники и итоги индустриального развития СССР в 1930-е гг.
232. Итоги аграрного развития СССР в первое десятилетие советской вла-сти. Поиски путей модернизации крестьянского хозяйства.
233. Коллективизации сельского хозяйства в СССР: цели, этапы, методы.
234. Итоги и последствия «революции сверху» в советской деревне.
235. Исторические, идеологические и социально-психологические предпосылки складывания сталинизма как теории и практики социалистического строительства в СССР.
236. Основные черты советского тоталитаризма. Режим личной власти и аппарат принуждения как его опора.
237. Политические репрессии 1930-х гг.
238. Российская повседневность 1930-х гг.
239. Участие СССР в создании системы коллективной безопасности в Европе: 1933-1936 гг. СССР и гражданская война в Испании.
240. Международное положение и внешняя политика СССР в конце 1930-х – 1941 гг. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
241. СССР накануне Великой Отечественной войны.
242. «Культурная революция»: цели, методы, результаты.
243. Особенности формирования интеллигенции в послереволюционный период: 1917-1930-е гг.
244. Новации в области искусства в послереволюционный период: 1917-1930-е гг.
245. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
246. Перестройка страны на военный лад: аппарат управления и мобилизационная экономика в годы Великой Отечественной войны.
247. Основные сражения Великой Отечественной войны (подробная характеристика одного из сражений).
248. Основные этапы складывания антигитлеровской коалиции.
249. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "История России. Часть 2 (XVI-XVIII вв.)" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "История России (первая половина XIX в.)" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в Moodle "История России в начале XX в." portal.edu.asu.ru
Э7 Курс в Moodle "История России 1917-1945 гг." portal.edu.asu.ru
Э8 Курс в Moodle "История России, ч. 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.