МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02-ДиА-345-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
История России

разработана в соответствии с ФГОС:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 6 марта 2015 г. N 176 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию отечественной истории, основные понятия и термины, основные подходы к изучению отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственную позицию по проблемным вопросам исторической науки, выявлять альтернативность в ходе развития исторического процесса, применять базовые знания других социогумантираных дисциплин применительно к историческому контексту.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения общенаучных и специальных методов, устанавливать причинно-следственные связи, определять общее и особенное в ходе отечественой истории сравнительно с мировым историческим процессом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX– XIII в.
1.1. История восточнославянской общности в догосударственный период. Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
2.1. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая четверть XVI вв. Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Сам. работа 1 7 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Смутное время в Российском государстве. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Правление первых Романовых. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
3.1. Россия в правление Петра I. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Эпоха дворцовых переворотов в России. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Россия во второй половине XVIII столетия. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
4.1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Движение декабристов. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
5.1. Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Общественное движение в пореформенной России. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Внешняя политика России во второй половине XIX в Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия в конце XIX – первой половине XX вв.
6.1. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Политические партии в России начала XX в. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.5. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.6. Внешняя политика России в начале XX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. История советского государства в межвоенный период
7.1. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
8.1. Передвоенное развитие СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Великая Отечественная война. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. СССР в 1950-е - 1980-е гг.
9.1. Восстановление экономики и политическое развитие в 1945–1953 гг. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Попытки реформирования советской модели социализма. СССР во второй половине 1950-х - конце 1970-х гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.3. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.4. СССР в 1985–1991 гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.5. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Россия в 1990-е - начале 2000-х
10.1. Россия в 1990-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Россия в 1990-е гг. Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.3. Россия в 2000-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.4. Россия в 2000-е гг. Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.5. Экзамен 1 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список вопросов к экзамену.

1. Протославяне – древнейшие предки славян.
2. Праславянский период в истории славянской общности. Различные версии об их прародине.
3. Восточные славяне в VI–IX вв. н.э.: природная среда и экономический быт, социальные отношения.
4. Норманская и антинорманская теории происхождения государства. Дискуссия о происхождение термина «Русь».
5. Понятия «Средневековье» и «феодализм», их соотношение и неоднозначность трактовки в исторической науке. Вотчинная и государственная теории феодализма восточнославянского общества.
6. Время, причины создания Киевской Руси. Оценка Киевской Руси как политического образования.
7. Язычество славян. Религиозная реформа князя Владимира I (980 г.), ее характеристика.
8. Крещение Руси. Причины, сущность и значение этого процесса. «Двоеверия» или «народное православие» в русской культуре.
9. Первый период политической истории Киевской Руси. Взаимоотношения Древнерусского государства с Византией.
10. Киевская Русь в периоды княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.
11. Время и причины политического дробления древнерусских земель.
12. Раннефеодальные монархии на юге Руси (Киевское и Галицко-Волынское княжества¬).
13. Деспотические монархии на северо-востоке Руси. Города-республики на северо-западе Руси.
14. Образование державы Чингисхана и завоевания монголо-татар.
15. Цели и основные этапы завоевания монголо-татарами древнерусских земель. Причины поражения населения древнерусских земель в борьбе с монголо-татарской агрессией. Ущерб от монголо-татарского завоевания для древнерусских земель.
16. Признаки татаро-монгольского ига. Сравнительный анализ масштабов, значения и последствий монгольской и крестоносной агрессий для древнерусских земель.
17. Крестоносная экспансия в Прибалтике во второй половине XII– первой половине XIII вв.: основные этапы, причины, ход, итоги и результаты.
18. Причины и предпосылки объединения Великороссии в единое государство. Возвышение Москвы и превращение княжества в центр объединительного процесса.
19. Роль Твери в становлении великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
20. Причины победы Москвы. Завершающий этап объединения Великороссии. Феодальная война второй четверти XV в. и ее место в процессе объединения Великороссии в единое Русское государство.
21. Московское государство при Иване III и Василии III. Эволюция государственного строя Русского государства.
22. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.
23. Внешняя политика Ивана IV Грозного.
24. Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIX–XX вв.
25. Смутное время в истории России.
26. Генезис самодержавия в Российском государстве в начале ХVII вв. Россия при первых Романовых.
27. Модернизация России при Петре I.
28. Внешняя политика России во второй четверти XVII – первой четверти XVIII в. Цели, основные направления, итоги.
29. Причины, предпосылки и краткая характеристика эпохи дворцовых переворотов XVIII в. в истории России.
30. Внутренняя и внешняя политика эпохи правления Екатерины II.
31. «Военно-полицейский» абсолютизм Павла I. Причины переворота 1801г.
32. Внутренняя политика России в период царствования Александра I.
33. Внутренняя политика России в период царствования Николая I.
34. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
35. Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Крымская война (1853–1856 гг.).
36. Движение декабристов.
37. Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX в. Взгляды П.Я. Чаадаева, западники и славянофилы.
38. Отмена крепостного права в России.
39. Либерально-буржуазные реформы 1860-х–1870-х гг.
40. Развитие капитализма в России: сельское хозяйство, промышленность, внутренний и внешний рынок, специфика формирования рабочего класса и буржуазии.
41. Общественно-политическая мысль в России во второй половине XIX в.
42. Международные отношения и внешняя политика России в 70–90-е гг. XIX вв.
43. Россия как империя.
44. Модернизация российской экономики в начале XX в.
45. Революция 1905–1907 гг. Зарождение конституционного строя в России в начале XX в.
46. Политические партии в России начала XX в.
47. Дальневосточная политика царизма на рубеже XIX–ХХ вв. Русско-японская война 1904–1905 гг.
48. Россия в европейской политике второй половины XIX–начале ХХ вв. Участие России в Первой мировой войне.
49. Революционный процесс в России в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
50. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция.
51. Экономическая политика советского правительства в 1920-е гг.: политика «военного коммунизма», новая

экономическая политика.
52. Индустриализации и коллективизация в СССР.
53. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война.
54. СССР в первое послевоенное десятилетие.
55. СССР в первой половине 1950-х–первой половине 1960-х гг.: попытка реформирования тоталитарного режима.
56. Международное положение СССР после Второй мировой войны. «Холодная война» в международных отношениях: причины, повод, основные участники.
57. Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х–начале 1960-х гг.
58. СССР в середине 1960-х–первой половине 1980-х гг.: кризис «реального социализма».
59. Политика «разрядки» в 1960-х–1970-х гг.
60. СССР в годы перестройки, 1985–1991 гг.
61. «Новое мышление» в международных отношениях. Его последствия для современного положения России на международной арене.
62. Становление российской государственности. Конституционный кризис 1993 г.
63. Политическое развитие Российской Федерации (конец 1993−1999 гг.).
64. Социально-экономическое развитие России в 1990-х гг. Приватизация в РФ в 1990-е гг.
65. Россия в начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития.
66. Основные тенденции внешнеполитического развития России в начале 2000-х гг.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
Л2.2 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История России» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов (195 часов). Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к семинарским занятиям, при написании письменных работ в форме эссе, осуществлении периодического контроля путем решения тестов и исторических загадок к каждому семинарскому занятию, представленных на платформе Moodle. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая экзаменационная аттестация осуществляется в форме устного экзамена или тестирования, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, а также выполнения практических заданий по всему курсу, за счет дополнительного времени сверх аудиторной нагрузки.