МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 202 202 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления о культурологии
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия;
основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира;
оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия;
использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований;
понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи;
владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Культурология: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.2. Культура первобытного общества Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.3. Культура Древней Месопотамии Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Культура Древнего Египта Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Этико-религиозное учение Конфуция Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Культура Древней Индии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Культура Древней Греции Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Культура Древнего Рима Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.13. Арабо-мусульманская культура Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. Культура Византии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.15. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.16. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.17. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.18. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.19. Культура Возрождения Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.20. Культура Итальянского и Северного Возрождения Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.21. Искусство XVII века Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.22. Масонство, как явление культуры XVIII века Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.23. Основные направления в развитии искусства XIX в. Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.24. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.25. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.26. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.27. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.28. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.29. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.30. Экзамен Экзамен 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданийи др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139, примеры размещены в приложениии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B4A95AFA-836D-447B-B803-C84E7DAC5C8F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Л2.2 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». https://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139



Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).
Категория Лекции (on-line) состоит из 12 лекций, за каждую из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 6 баллов, максимум - 12. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 2 балла, вы автоматически набираете 12 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 2. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.


Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 8 практических занятий , за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 28 баллов, максимум - 54 балла. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 54 балла.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы.
Совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.

К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы. Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.

Категория ТЕСТЫ (on-line) состоит из 6 тестов, за каждый из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 9 баллов, максимум – 18.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 5 баллов, максимум - 11.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 5 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История мировой культуры, суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Таким образом, для допуска к экзамену необходимо набрать 50 баллов:

6 баллов за лекции,
28 баллов за семинары,
9 баллов за тесты, и
5 балла за итоговый тест,

остальные баллы вы можете набрать из необязательных видов контроля или увеличив сумму обязательных видов.

Методические рекомендации по подготовке к ЭКЗАМЕНУ
Оценка может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный экзамене, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки за ответ на первый вопрос билета.
Оценки за ответ на второй вопрос билета.

Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на два вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.