Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | • сформировать представление о принципах системной организации, дифференциации, интеграции органов и систем организма человека; • ознакомить со строением тела человека с точки зрения его индивидуального и исторического развития; • научить анализировать строение органов и систем с точки зрения выполняемой функции; • сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека • понимать морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности строения и топографии органов и их систем; особенности строения и топографии органов и их систем с учетом половых и возрастных особенностей; особенности строения и топографии органов и их систем с учетом выполняемых функций, половых и возрастных особенностей; современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по анатомии; знать основные методы нормальной анатомии человека. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | демонстрировать на анатомических препаратах, муляжах и планшетах строение органов и систем. выделить и распознать особенности строения органов и систем с точки зрения возрастных и половых особенностей; объяснять особенности строения органов и систем с точки зрения выполняемой функции; применять современные экспериментальные методы работы при изучении анатомических особенностей человека; на практике использовать современное экспериментальное оборудование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представления основных принципов строения органов, систем органов и организма человека в целом; представления основных принципов и взаимосвязей в строении органов, систем органов и организма человека в целом с учетом половых и возрастных особенностей; представления основных принципов и взаимосвязей в функционировании всех органов и систем организма; описания и сравнительного анализа при изученииособенностей строения органов и систем; работы с современной аппаратурой как лабораторной, так ипри выполнении исследовательских работ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека. | ||||||
1.1. | Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 |
1.2. | Сходство и отличие человека от других представителей п/т позвоночных. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.4 |
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат | ||||||
2.1. | Опорно-двигательный аппарат | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л1.4 |
2.2. | Лабораторная работа 1. Особенности строения осевого скелета человека Лабораторная работа 2. Мышцы человеческого тела | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
2.3. | Особенности опорно-двигательного человека обусловленные прямохождением. Составление сводной (обобщающей) таблицы "Функциональная миология" Работа с муляжами и планшетами | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 3. Внутренние органы человека | ||||||
3.1. | Внутренние органы человека | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
3.2. | Лабораторная работа 3. Строение пищеварительной системы. Лабораторная работа 4. Строение дыхательной системы. Лабораторная работа 5. Строение мочеполовой системы | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
3.3. | Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-4 | Л1.2, Л1.4 |
Раздел 4. Эндокринная система | ||||||
4.1. | Эндокринная система | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
4.2. | Лабораторная работа 6. Особенности расположения и кровоснабжения желез внутренней секреции | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
4.3. | Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
Раздел 5. Сердечно-сосудистая система | ||||||
5.1. | Сердечно-сосудистая система | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
5.2. | Лабораторная работа 7. Строение сердца. Лабораторная работа 8. Аорта и ее главнейшие ветви | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
5.3. | Онтогенез системы кровообращения. Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
Раздел 6. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. | ||||||
6.1. | Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
6.2. | Особенности строения лимфатической системы. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.4 |
6.3. | Строение органов кроветворения и иммунной защиты Подготовка информационного сообщения | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
Раздел 7. Нервная система человека | ||||||
7.1. | Нервная система человека | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л1.4 |
7.2. | Лабораторная работа 11. Строение головного мозга Лабораторная работа 12. Строение спинного мозга Лабораторная работа 13. Строение вегетативной нервной системы | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
7.3. | Особенности строения и функции архипалео- и неокртекса. Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.6, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
Раздел 8. Органы чувств человека | ||||||
8.1. | Органы чувств человека | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.6, Л1.4 |
8.2. | Лабораторная работа 14.Строение зрительного, слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.6, Л1.1, Л1.4 |
8.3. | Вкусовой и сомматосенсорный анализатор Подготовка информационного сообщения | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.6, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина | Анатомия человека: учебник | ВЛАДОС, 2014 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Сапин М.Р. | Анатомия человека: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2008 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава | Анатомия человека: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л1.4 | М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова | Анатомия человека: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Киселев С.Ю. | АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | под ред. Р. Е. Калинина | Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Фонсова Н.А., Сергеев И.Ю., Дубынин В.А. | АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Колесников Л.Л. | Анатомия человека : атлас : в 3 т. Т. 2. Спланхнология: учебное наглядное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.5 | Курепина, М.М. | Анатомия человека: атлас: атлас | М. : ВЛАДОС, 2005 | www.studentlibrary.ru |
Л2.6 | Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. | АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Atlas of Human Anatomy / Трифонов Е.В. | www.anatomyatlases.org | ||
Э5 | Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува, Е.П. Ильина и Л.В. Соколовой. - СПб: Питер, 2011. – 672 с. | www.book.ru | ||
Э6 | Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува. - СПб: Питер, 2011. – 256 с. | www.book.ru | ||
Э7 | Функциональная анатомия центральной нервной системы. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. . - СПб: Питер, 2011. – 256 с. | Режим доступа: http://www.book.ru/book/908566 | ||
Э8 | Курс в Moodll Анатомия человека" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Анатомия человека. Дисциплина Анатомия человека включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Анатомия человека». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной, научной литературой, анатомическими атласами, муляжами и планшетами является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций, анатомических атласов, муляжей и планшетов. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов в письменной форме или системе Moodle с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |