МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социологические исследования социально-трудовых отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Социологические исследования социально-трудовых отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование у студентов представлений об использовании возможностей методов социологических исследований для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций;
- освоение методологии и методики проведения социологических исследований социально-трудовых отношений и персонала ;
- овладение студентами навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации социологических данных в целях определения стратегии и приоритетов социально-трудовых отношений, социального развития персонала организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации
ПК-23 знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике
ПК-31 способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существующие социально-трудовые проблемы в деятельности современных организаций, опыт путей их решения;сущность, структуру взаимоотношений трудового коллектива; содержание морально-психологического климата; социальные технологии формирования и воспитания трудового коллектива.
основные этапы подготовки и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации, других аспектов социально-трудовых отношений; структуру и содержание программы социологического исследования; современные методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом, область их применения;способы и методы обработки и анализа результатов исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания о разработке программы социологического исследования, о методах социологического исследования удовлетворенности персонала работой в организации, других аспектов социально-трудовых отношений; разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов; применять количественные и качественные методы анализа при проведении исследований удовлетворенности персонала работой в организации; оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива; применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в области подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации, разработки инструментария социологического исследования; анализа результатов исследований в контексте целей и задач своей организации; в области формирования слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива, пользуясь инструментами прикладной социологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Методологические и методические основы проведения эмпирического социологического исследования. Общее представление о социологическом исследовании. Программа социологического исследования. Основы измерения в эмпирической социологии. Выборочный метод в социологических исследованиях.
1.1. Общее представление о социологическом исследовании Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Общее представление о социологическом исследовании Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Практические 6 6 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Сам. работа 6 5 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Методико-инструментальный раздел программы социологического исследования Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Методико-инструментальный раздел программы социологического исследования Практические 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Методико-инструментальный раздел программы социологического исследования Сам. работа 6 10 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Основы измерения в эмпирической социологии Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Основы измерения в эмпирической социологии Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Основы измерения в эмпирической социологии Сам. работа 6 5 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Выборочный метод в социологических исследованиях Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Выборочный метод в социологических исследованиях Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Выборочный метод в социологических исследованиях Сам. работа 6 5 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. 2. Методы сбора социологической информации.Общее представление об основных методах социологического исследования. Анализ документов в социологическом исследовании. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Метод фокус-групп. Социометрический опрос.Социологическое наблюдение и социальный эксперимент.
2.1. Общее представление об основных методах социологического исследования Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Общее представление об основных методах социологического исследования Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Анализ документов в социологическом исследовании Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Анализ документов в социологическом исследовании Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Анализ документов в социологическом исследовании Сам. работа 6 6 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Социологическое наблюдение Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Социологическое наблюдение Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Социологическое наблюдение Сам. работа 6 8 ОПК-5, ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Опрос как основной метод сбора социологической информации Лекции 6 6 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Опрос как основной метод сбора социологической информации Практические 6 8 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Опрос как основной метод сбора социологической информации Сам. работа 6 10 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Метод фокус-групп Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Метод фокус-групп Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.14. Метод фокус-групп Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.15. Социометрический опрос Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Социометрический опрос Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.17. Социометрический опрос Сам. работа 6 6 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.18. Социальный эксперимент Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.19. Социальный эксперимент Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Обработка и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании
3.1. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Практические 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Курсовая работа Сам. работа 6 30 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Экзамен Экзамен 6 27 ОПК-5, ПК-23, ПК-31 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5.
Л1.2 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Могильчак, Е. Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2017 // ЭБС «Юрайт», 2017
Л2.2 И. В. Кохова Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
Л2.3 Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.: учебное пособие М.: Флинта; МПСИ, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно. В качестве подобных заданий может выступать подготовка докладов, рефератов. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение курсовой работы. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических психологических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.