Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-124-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 202 | 202 | 202 | 202 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | - формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры; - уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории; - знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Ход историко-культурного процесса Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада), Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие; основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия; основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира; оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия; использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований; понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи; владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры. | ||||||
1.1. | История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества | ||||||
2.1. | Культура первобытного общества | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира | ||||||
3.1. | Культура Древней Месопотамии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Культура Малой и Передней Азии | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Культура Древнего Египта | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Этико-религиозное учение Конфуция | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Культура Древней Индии | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Религиозная культура Древней и Средневековой Индии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Искусство стран Южной и Восточной Азии | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Культура Древней Греции | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Культура Древнего Рима | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья | ||||||
4.1. | Арабо-мусульманская культура | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Культура Византии | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Культура средневековой Японии | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Западноевропейское средневековье как тип культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения | ||||||
5.1. | Культура Возрождения | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Культура Итальянского и Северного Возрождения | Практические | 2 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени | ||||||
6.1. | Искусство XVII века | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Масонство, как явление культуры XVIII века | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Основные направления в развитии искусства XIX в. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | ||||||
7.1. | Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Мода XIX - XX веков, как явление культуры | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.5. | Развитие науки и техники в XX веке | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.6. | Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
7.7. | Зачет | Зачет | 2 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятия культура и ее разновидности. Основные формы культуры. Элементы культуры. Функции культуры. 2. Основные подходы к изучению истории мировой культуры и ее периодизация. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними. 3. Искусство как феномен культуры: происхождение, виды, жанры. 4. Историко-культурная характеристика первобытной эпохи: периодизация, восприятие мира первобытным человеком; представления о пространстве и времени. 5. Религиозно-мифологическое мировосприятие первобытного человека. Основные разновидности языческих верований первобытного человека. 6. Первобытное искусство: особенности, основные разновидности, наиболее известные памятники. 7. Культура Древней Месопотамии, Малой и Передней Азии. 8. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления. 9. Культура Древнего Египта: особенности развития Древнего Египта, периодизация, источники по истории культуры Древнего Египта; социально-политическая структура Древнего Египта; религиозно-мифологические представления египтян; сакральные знания египтян; литературное и музыкальное творчество египтян; система образования у египтян. 10. Культура Древнего Китая. Сложение пятичленной космологической модели сущего в Китае и ее отражение в культуре Этико-религиозное учение Конфуция. 11. Особенности формирования культуры Древней Индии, этапы ее развития. Искусство Древней Индии. 12. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии. 13. Культура Древней Греции. 14. Культура Древнего Рима. 15. Мусульманская культура. 16. Особенности исторического развития Византии и их влияние на развитие культуры. 17. Синтез искусств в храмовой архитектуре Византии (мозаика, иконопись, музыкальное искусство, декоративно прикладное искусство и т.п.). 18. Культура средневековой Японии. 19. Западноевропейское средневековье как тип культуры. 20. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика. 21. Эпоха Возрождения: этапы, эстетика, деятели культуры, памятники. 22. Титаны Возрождения. 23. Северное Возрождение (общая характеристика культуры). Живопись Северного Возрождения. 24. Новое время в культуре: ведущие сферы, новации, памятники. Культура XVII века: основные направления и особенности развития. 25. Искусство XVII века: основные направления и особенности развития. 26. Культура XVIII века: основные направления и особенности развития. 27. Масонство, как явление культуры XVIII века. 28. Культура XIX века: основные направления и особенности развития. 29. Основные направления в развитии искусства XIX в. 30. Культура XX века: основные направления и особенности развития. Глобализация и культура: соотношение общего и особенного в современной культуре. 31. Мода XIX-XX веков, как явление культуры. 32. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века. 33. Современная культура: основные понятия, вклад в мировую культуру, памятники. 34. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Эссе и контрольные письменные работы по истории мировой культуры 1. Культура: понятие, социальные функции, место в современной жизни. 2. Этика и эстетика: взаимосвязь понятий. 3. Искусство: понятие, виды, предназначение. 4. Становление культуры: от периода «детства человечества» до новейшего времени. 5. Изобразительное искусство и его ведущие памятники (на примере одного из исторических периодов). 6. Экология культуры: понятие, роль различных культурных институтов в сохранении ценностей культуры. 7. Византийский художественный стиль: истоки и воплощение. 8. Романское искусство и искусство готики: зарождение стилей, признаки, памятники. 9. Классический стиль в искусстве: истоки, признаки, европейская и отечественная классика. 10. Искусство Востока: содержание, специфика, памятники. 11. Идеология Возрождения и европейская культура (итальянский вариант). 12. Северное Возрождение: отличительные признаки, ведущие персонажи, памятники. 13 .Идеология Просвещения: европейский и отечественный варианты. 14 .Искусство реализма – прошлое и настоящее. 15 .Искусство модерна и постомодерна. 16. Прошлое толкует нас: история культуры и современное общество. 17. Глобализация и культура. 18. Ведущие музеи мира, их роль в сохранении культурного наследия. 19. Современное искусство в музеях мира. 20. Экзотические музеи: их место в современной культуре. 21. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877, примеры размещены в приложениии. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская | Культурология: история мировой культуры : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385 |
Л1.2 | Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова | История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие | АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Садохин А.П. | Мировая культура и искусство: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, , 2015. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая | История мировой культуры : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | История мировой культуры (для дистанционников, ОЗО и должников) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Полный перечень информационно-справочных ресурсов по курсу представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877. |