МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 202 202 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кин, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия;
основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира;
оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия;
использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований;
понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи;
владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.2. Культура первобытного общества Практические 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.3. Культура Древней Месопотамии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Культура Древнего Египта Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Этико-религиозное учение Конфуция Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Культура Древней Индии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.11. Культура Древней Греции Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.12. Культура Древнего Рима Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.13. Арабо-мусульманская культура Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.14. Культура Византии Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.15. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.16. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.17. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.18. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.19. Культура Возрождения Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.20. Культура Итальянского и Северного Возрождения Практические 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.21. Искусство XVII века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.22. Масонство, как явление культуры XVIII века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.23. Основные направления в развитии искусства XIX в. Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.24. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.25. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.26. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.27. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.28. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.29. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.30. Зачет Зачет 2 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Определение понятия культура и ее разновидности. Основные формы культуры. Элементы культуры. Функции культуры.
2. Основные подходы к изучению истории мировой культуры и ее периодизация. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними.
3. Искусство как феномен культуры: происхождение, виды, жанры.
4. Историко-культурная характеристика первобытной эпохи: периодизация, восприятие мира первобытным человеком; представления о пространстве и времени.
5. Религиозно-мифологическое мировосприятие первобытного человека. Основные разновидности языческих верований первобытного человека.
6. Первобытное искусство: особенности, основные разновидности, наиболее известные памятники.
7. Культура Древней Месопотамии, Малой и Передней Азии.
8. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления.
9. Культура Древнего Египта: особенности развития Древнего Египта, периодизация, источники по истории культуры Древнего Египта; социально-политическая структура Древнего Египта; религиозно-мифологические представления египтян; сакральные знания египтян; литературное и музыкальное творчество египтян; система образования у египтян.
10. Культура Древнего Китая. Сложение пятичленной космологической модели сущего в Китае и ее отражение в культуре Этико-религиозное учение Конфуция.
11. Особенности формирования культуры Древней Индии, этапы ее развития. Искусство Древней Индии.
12. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии.
13. Культура Древней Греции.
14. Культура Древнего Рима.
15. Мусульманская культура.
16. Особенности исторического развития Византии и их влияние на развитие культуры.
17. Синтез искусств в храмовой архитектуре Византии (мозаика, иконопись, музыкальное искусство, декоративно прикладное искусство и т.п.).
18. Культура средневековой Японии.
19. Западноевропейское средневековье как тип культуры.
20. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика.
21. Эпоха Возрождения: этапы, эстетика, деятели культуры, памятники.
22. Титаны Возрождения.
23. Северное Возрождение (общая характеристика культуры). Живопись Северного Возрождения.
24. Новое время в культуре: ведущие сферы, новации, памятники. Культура XVII века: основные направления и особенности развития.
25. Искусство XVII века: основные направления и особенности развития.
26. Культура XVIII века: основные направления и особенности развития.
27. Масонство, как явление культуры XVIII века.
28. Культура XIX века: основные направления и особенности развития.
29. Основные направления в развитии искусства XIX в.
30. Культура XX века: основные направления и особенности развития. Глобализация и культура: соотношение общего и особенного в современной культуре.
31. Мода XIX-XX веков, как явление культуры.
32. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века.
33. Современная культура: основные понятия, вклад в мировую культуру, памятники.
34. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе и контрольные письменные работы по истории мировой культуры
1. Культура: понятие, социальные функции, место в современной жизни.
2. Этика и эстетика: взаимосвязь понятий.
3. Искусство: понятие, виды, предназначение.
4. Становление культуры: от периода «детства человечества» до новейшего времени.
5. Изобразительное искусство и его ведущие памятники (на примере одного из исторических периодов).
6. Экология культуры: понятие, роль различных культурных институтов в сохранении ценностей культуры.
7. Византийский художественный стиль: истоки и воплощение.
8. Романское искусство и искусство готики: зарождение стилей, признаки, памятники.
9. Классический стиль в искусстве: истоки, признаки, европейская и отечественная классика.
10. Искусство Востока: содержание, специфика, памятники.
11. Идеология Возрождения и европейская культура (итальянский вариант).
12. Северное Возрождение: отличительные признаки, ведущие персонажи, памятники.
13 .Идеология Просвещения: европейский и отечественный варианты.
14 .Искусство реализма – прошлое и настоящее.
15 .Искусство модерна и постомодерна.
16. Прошлое толкует нас: история культуры и современное общество.
17. Глобализация и культура.
18. Ведущие музеи мира, их роль в сохранении культурного наследия.
19. Современное искусство в музеях мира.
20. Экзотические музеи: их место в современной культуре.
21. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.3. Фонд оценочных средств
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877, примеры размещены в приложениии.

Приложения
Приложение 1.   ФОС ИМК_ 46.03.01 История.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2183
Л1.2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Л1.3 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115180
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». http://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э4 История мировой культуры (для дистанционников, ОЗО и должников) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Полный перечень информационно-справочных ресурсов по курсу представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877.