МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные образовательные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы отбора содержания учебного материала для биологических дисциплин и основные системы форм и методов обучения;
содержание и инновационные технологии преподавания биологии;
способы отбора психолого-педагогических знаний для повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания в области биологических наук в научно-информационной и педагогической деятельности;
реализовывать инновационные технологии преподавания биологии;
отбирать психолого-педагогические знания для повышения уровня биолого-экологической грамотности населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами разработки отдельных элементов педагогических технологий по заданным условиям;
готовностью реализации инновационных технологий преподавания биологии;
способами отбора психолого-педагогических знаний для повышения уровня биолого-экологической грамотности населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Классификация педагогических технологий Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Технология учебного проектирования Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Личностно-ориентированная диагностика Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Технология уровневой дифференциации Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Технология адаптивного обучения Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Задачная технология обучения Сам. работа 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Технология полного усвоения Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Технология разработки визуальных моделей Лабораторные 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Методика построения опорного конспекта Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Фреймовое представление знаний Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html
Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации студентами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).