МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 156
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 156 156 156 156
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кин, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики отечественной культуры, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Введение в курс «История отечественной культуры» Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Традиции, обычаи и образ жизни в Древней Руси как составная часть культуры народа Практические 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 3 6 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Культура Древней Руси Сам. работа 3 36 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Музыка Древней Руси Практические 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Практические 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 3 36 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Русская культура XVIII в. Практические 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 3 32 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Практические 3 6 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 3 26 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. "Серебряный век" русской литературы Практические 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Лекции 3 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Практические 3 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Лекции 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.6. Российская культура XX века Сам. работа 3 26 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.7. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 3 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2652, примеры размещены в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2652.

Примеры методических рекомендаций:

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).
Категория Лекции (on-line) состоит из 5 лекций, за каждую из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 13 баллов, максимум - 27. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 3 балла, вы автоматически набираете 27 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 3. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.


Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 6 практических занятий в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 13 баллов, максимум - 27 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 27 баллов.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы.
Совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.

К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы. Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.

Категория ТЕСТЫ (on-line) состоит из 6 тестов, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 10 баллов, максимум – 21.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 15.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 10 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История отечественной культуры, суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Таким образом, для допуска к зачету необходимо набрать не менее 50 баллов сумарно по всем видам контроля:

13 баллов за лекции (on-line) ,
13 баллов за практические занятия (аудиторно),
10 баллов за тесты (on-line),
10 баллов за итоговый тест (on-line).

Один вид контроля не заменяет другой. Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.