Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Сформировать представление об основных биологических закономерностях развития организма детей и подростков; научить выделить знания об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков; научить использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений; обучить навыкам методов оценки физического и психического уровня развития ребенка. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-21 | владением навыками преподавания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | структурные и функциональные, возрастные, половые и индивидуальные особенности организма человека; педагогические принципы преподавания биологических дисциплин. основы психологии и педагогики в процессе обучения биологии в соответствии с минимумом, определенным в рабочей программе дисциплины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценивать функциональное состояние организма на разных возрастных этапах; применять на практике педагогические принципы преподавания биологических дисциплин. оценивать педагогические процессы и явления с учетом возрастных особенностей обучающихся. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками организации учебно-воспитательной работы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. Основными методами оценки физического и психического развития детей и подростков Навыками организации учебно-воспитательной работы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и содержание "Возрастной физиологии". Онтогенез как жизненный цикл индивида | ||||||
1.1. | Предмет и содержание возрастной физиологии. Предмет гигиены детей и подростков, ее роль и значение в организации учебного процесса в целом и преподавании биологии в частности. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Общие закономерности роста и развития | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 2. Возрастная физиология систем регуляции | ||||||
2.1. | Особенности ЦНС в онтогенезе. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
2.2. | Возрастная физиология нервной и эндокринной системы | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
2.3. | Возрастные особенности вегетативной нервной системы.Эндокринная система в онтогенезе. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 3. Взаимоотношение организма с окружающей средой у детей и подростков | ||||||
3.1. | Сенсорные системы, их развитие. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
3.2. | Возрастная физиология анализаторов и ВНД | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
3.3. | Сон. Нейрофизиологические основы внимания и памяти. Физиология речи и речеобразования. Системная организация деятельности мозга. | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 4. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды | ||||||
4.1. | Закономерности возрастного развития личности. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
4.2. | Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
4.3. | Характеристика психической деятельности в разные возрастные периоды. Оценка психического развития ребенка | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-21 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 5. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения | ||||||
5.1. | Особенности систем крови и кровообращения в онтогенезе. Возрастные изменения иммунитета. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
5.2. | Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
5.3. | Проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Роль школы в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.Морфофизиологические особенности системы крови. | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков | ||||||
6.1. | Особенности выделительной и респираторной систем в онтогенезе. | Лекции | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
6.2. | Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
6.3. | Ночное недержание мочи (энурез). Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 7. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. | ||||||
7.1. | Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
7.2. | Особенности опорно-двигательного аппарата в онтогенезе. Нарушение осанки, профилактика. Гигиенические требования к оборудованию, школьным зданиям, классам, учебным кабинетам, мастерским. Возрастные особенности органов пищеварения. | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 8. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие | ||||||
8.1. | Понятие, критерии, группы здоровья. Структура заболеваемости детей и подростков. Хронические заболевания у школьников. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
8.2. | Влияние состояния здоровья школьников на работоспособность, успеваемость, поведение. Индивидуализация обучения школьников, страдающих хроническими заболеваниями. | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 9. Основы школьной гигиены | ||||||
9.1. | Гигиенические требования к расписанию уроков, перемен, внеклассных и внешкольных занятий. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
9.2. | Домашний режим школьника, его значение и физиологические основы. Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. | Практические | 6 | 2 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 10. Гигиеническое воспитание и образование | ||||||
10.1. | Гигиеническое воспитание и образование. Влияние никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм детей и подростков. Гигиена половой жизни. Профилактика венерических заболеваний. | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-21 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филатова О.В. | Возрастная физиология и психология: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 73 |
Л1.2 | Обухова Л.Ф. - отв. ред. | ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ПСИХОЛОГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. | ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дробинская А.О. | АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов | Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие | ВЛАДОС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Мухина В.С. | Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов | М.: Академия, 2011 | 6 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Возрастная физиология и психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Преподавание возрастной физиологии и психологии в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке эколога и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований. Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная физиология и психология». Дисциплина «Возрастная физиология и психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке к семинару необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям. Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач. Методические рекомендации по подготовке к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут. Студентам рекомендуется: |