МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.;к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
к.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных биологических закономерностях развития организма детей и подростков; научить выделить знания об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков; научить использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений; обучить навыкам методов оценки физического и психического уровня развития ребенка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- педагогические принципы преподавания биологических дисциплин;
- периоды психологического развития человека и их особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- применять на практике педагогичекские принципы преподавания биологических дисциплин;
- применять на практике знание периодов психологического развития человека и их особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки физиологических и психологических показателей ребенка на разных возрастных периодах;
- методами преподавания биологических дисциплин с учетом возрастных периодов детей;
- методологией преподавания биологии с учетом основ психологии развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание "Возрастной физиологии". Онтогенез как жизненный цикл индивида
1.1. Предмет и содержание возрастной физиологии. Предмет гигиены детей и подростков, ее роль и значение в организации учебного процесса в целом и преподавании биологии в частности. Лекции 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Общие закономерности роста и развития Сам. работа 6 5 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Возрастная физиология систем регуляции
2.1. Особенности ЦНС в онтогенезе. Лекции 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Возрастная физиология нервной и эндокринной системы Практические 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Возрастные особенности вегетативной нервной системы.Эндокринная система в онтогенезе. Сам. работа 6 4 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Взаимоотношение организма с окружающей средой у детей и подростков
3.1. Сенсорные системы, их развитие. Лекции 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Возрастная физиология анализаторов и ВНД Практические 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Сон. Нейрофизиологические основы внимания и памяти. Физиология речи и речеобразования. Системная организация деятельности мозга. Сам. работа 6 3 ПК-7 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды
4.1. Закономерности возрастного развития личности. Лекции 6 2 ПК-7 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды Практические 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.3. Характеристика психической деятельности в разные возрастные периоды. Оценка психического развития ребенка Сам. работа 6 4 ПК-7 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения
5.1. Особенности систем крови и кровообращения в онтогенезе. Возрастные изменения иммунитета. Лекции 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения Практические 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Роль школы в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.Морфофизиологические особенности системы крови. Сам. работа 6 3 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков
6.1. Особенности выделительной и респираторной систем в онтогенезе. Лекции 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Практические 6 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Ночное недержание мочи (энурез). Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Сам. работа 6 3 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата.
7.1. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Практические 6 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
7.2. Особенности опорно-двигательного аппарата в онтогенезе. Нарушение осанки, профилактика. Гигиенические требования к оборудованию, школьным зданиям, классам, учебным кабинетам, мастерским. Возрастные особенности органов пищеварения. Сам. работа 6 7 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие
8.1. Понятие, критерии, группы здоровья. Структура заболеваемости детей и подростков. Хронические заболевания у школьников. Сам. работа 6 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
8.2. Влияние состояния здоровья школьников на работоспособность, успеваемость, поведение. Индивидуализация обучения школьников, страдающих хроническими заболеваниями. Практические 6 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 9. Основы школьной гигиены
9.1. Гигиенические требования к расписанию уроков, перемен, внеклассных и внешкольных занятий. Сам. работа 6 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
9.2. Домашний режим школьника, его значение и физиологические основы. Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Практические 6 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 10. Гигиеническое воспитание и образование
10.1. Гигиеническое воспитание и образование. Влияние никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм детей и подростков. Гигиена половой жизни. Профилактика венерических заболеваний. Сам. работа 6 3 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
Л1.2 Обухова Л.Ф. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ПСИХОЛОГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дробинская А.О. АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие ВЛАДОС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов М.: Академия, 2011 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Возрастная физиология и психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание возрастной физиологии и психологии в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная физиология и психология».
Дисциплина «Возрастная физиология и психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется: