МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демократия в теории и современной практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 14 14 24 24
Практические 14 14 18 18 32 32
Сам. работа 48 48 49 49 97 97
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Заусаева Наталья Александровна;

Рецензент(ы):
к.полит.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Демократия в теории и современной практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Демократия в теории и современной практике» выступает изучение сущности и основных характеристик демократии, ее проблемного характера; осмысление феномена демократии в политических теориях; анализ демократии и процессов демократизации как современной политической практики в мире и России; уяснение соотношения гражданского общества и демократии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ПК-1 владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий «демократия» и «гражданское общество», основные теории демократии и гражданского общества, подходы к исследованию демократии как режима и процесса, основные модели демократического транзита; практику демократии в многообразии ее проявления.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать подходы политических наук в исследовании демократии и гражданского общества, тенденций их развития, анализировать демократические транзиты, их условия и последствия, проблемы в формировании гражданского общества; осуществлять сбор и обработку данных для определения наличия демократии и гражданского общества в конкретной стране.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.исследования демократических режимов и процессов демократизации, формирования гражданского общества; использования теории демократии для интерпретации политической практики; определения типа политического режима в том или ином обществе; навыками сбора и обработки данных в изучении демократии и гражданского общества в конкретной стране.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Демократия как проблема
1.1. Проблема понимания демократии Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.2. Проблема понимания демократии Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Основные характеристики демократии
2.1. Основные характеристики демократии Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.2. Основные характеристики демократии Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.3. Демократия как политический режим Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Демократия как политический режим Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Демократия в истории
3.1. Основные исторические формы демократического общественного устройства Практические 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Основные исторические формы демократического общественного устройства Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Основные этапы развития демократии в России Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Основные этапы становления демократии в России Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1
3.5. Советская и постсоветская демократия Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.3
3.6. Советская и постсоветская демократия Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.3
Раздел 4. Демократия в истории политической мысли
4.1. Основные модели демократии в истории политической мысли Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4
4.2. Модели демократии в истории политической мысли Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4
4.3. Представления о демократии в отечественной политической мысли Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Отечественные мыслители о демократии Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Демократия в политических теориях ХХ века: основные модели и многообразие трактовок
5.1. Основные модели демократии в ХХ веке Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
5.2. Основные модели демократии в ХХ веке Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.3. Концепция демократии Р. Даля Практические 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.4. Концепция демократии Р. Даля Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.5. Новейшие концепции демократии Практические 3 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.6. Новейшие концепции демократии Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 6. Демократия и процессы демократизации в современном мире
6.1. Основные теоретические школы демократизации Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.3
6.2. Многообразие практик демократии Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.3, Л1.4, Л2.1
6.3. Многообразие практик демократии Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1
6.4. Проблемы демократизации в оценке С. Хантингтона Лекции 4 2
6.5. Опыт демократических транзитов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.6. Опыт демократических транзитов Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Проблемы демократии и демократизации в современной России
7.1. Особенностдемократии в современной России Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.1
7.2. Особенности демократии в современной России Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.1
7.3. Проблемы демократизации в современной России Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3
7.4. Проблемы демократизации в современной России Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3
Раздел 8. Теория гражданского общества
8.1. Понятие гражданского общества Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.3
8.2. Понятие, содержание и функции гражданского общества Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.3
8.3. Структура и функции гражанского общества Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
8.4. Исторические модели разграничения государства и гражданского общества Практические 4 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.3
8.5. Исторические модели разграничения государства и гражданского общества Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.4
8.6. Эволюция представлений о гражданском обществе Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3
8.7. Современные концепции гражданского общества Практические 4 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
8.8. Современные концепции гражданского общества Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
8.9. Гражданское общество в идеологиях и режимах Лекции 4 2
8.10. Гражданское общество в идеологиях и режимах Сам. работа 4 2
Раздел 9. Практика гражданского общества
9.1. История институтов гражданского общества Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
9.2. История институтов гражданского общества Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.3
9.3. Практика существования и развития гражданского общества в различных странах Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.3
9.4. Многообразие практик гражданского общества в современном мире Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-1
Раздел 10. Гражданское общество в России: история и современность
10.1. Проблема становления гражданского общества в России Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л2.3
10.2. Проблема становления гражданского общества в России Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л2.3
10.3. Условия и перспективы формирования гражданского общества в современной России Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л2.3
10.4. Условия и перспективы формирования гражданского общества в России Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.3
10.5. Экзамен Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы и задания к экзамену.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Омеличкин, О.В. Теория демократии: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278911 (13.03.2017)
Л1.2 Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России : учеб. пособие для вузов М. : Проспект, 2006
Л1.3 Мухаев, Р.Т. Политология. : Конспект лекций М. : Проспект, , 2015. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276969 (13.03.2017)
Л1.4 Мутагиров, Д.З. .Демократия как универсальная ценность : курс лекций М. : Логос, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233784(13.03.2017).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н.М. Идеология и политика : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
Л2.3 Кучерена, А. Г. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития : учеб. пособие М. : ЮНИТИ-[ДАНА] ; М. : Закон и право, 2009.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России www.liberal.ru
Э3 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э4 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э5 Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. lenta.ru
Э6 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э7 Фонд политических исследований "Информация в демократии" www.indem.ru
Э8 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Демократия в теории и современной практике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о проблематичности понимания демократии, ее основных характеристиках, демократии как типе политического режима, эволюции представлений о демократии в истории политической мысли, сформировавшихся моделях демократии, теориях демократизации и демократического транзита, подходах к пониманию гражданского общества, его основных характеристиках, эволюции институтов гражданского общества, месте гражданского общества в политических режимах и идеологиях.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Демократия в теории и современной практике» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении актуальных проблем демократии и гражданского общества.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на этом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на практические задания.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучаемого курса студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии об особенностях демократии в одном из государств с демократическим режимом. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.