Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 14 | 14 | 24 | 24 |
Практические | 14 | 14 | 18 | 18 | 32 | 32 |
Сам. работа | 48 | 48 | 49 | 49 | 97 | 97 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью дисциплины «Демократия в теории и современной практике» выступает изучение сущности и основных характеристик демократии, ее проблемного характера; осмысление феномена демократии в политических теориях; анализ демократии и процессов демократизации как современной политической практики в мире и России; уяснение соотношения гражданского общества и демократии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание понятий «демократия» и «гражданское общество», основные теории демократии и гражданского общества, подходы к исследованию демократии как режима и процесса, основные модели демократического транзита; практику демократии в многообразии ее проявления. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать подходы политических наук в исследовании демократии и гражданского общества, тенденций их развития, анализировать демократические транзиты, их условия и последствия, проблемы в формировании гражданского общества; осуществлять сбор и обработку данных для определения наличия демократии и гражданского общества в конкретной стране. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | исследования демократических режимов и процессов демократизации, формирования гражданского общества; использования теории демократии для интерпретации политической практики; определения типа политического режима в том или ином обществе; навыками сбора и обработки данных в изучении демократии и гражданского общества в конкретной стране. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Демократия как проблема | ||||||
1.1. | Проблема понимания демократии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4 |
1.2. | Проблема понимания демократии | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 2. Основные характеристики демократии | ||||||
2.1. | Основные характеристики демократии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
2.2. | Основные характеристики демократии | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
2.3. | Демократия как политический режим | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Демократия как политический режим | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Демократия в истории | ||||||
3.1. | Основные исторические формы демократического общественного устройства | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Основные исторические формы демократического общественного устройства | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Основные этапы развития демократии в России | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Основные этапы становления демократии в России | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1 | Л2.1 |
3.5. | Советская и постсоветская демократия | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
3.6. | Советская и постсоветская демократия | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
Раздел 4. Демократия в истории политической мысли | ||||||
4.1. | Основные модели демократии в истории политической мысли | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4 |
4.2. | Модели демократии в истории политической мысли | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4 |
4.3. | Представления о демократии в отечественной политической мысли | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
4.4. | Отечественные мыслители о демократии | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Демократия в политических теориях ХХ века: основные модели и многообразие трактовок | ||||||
5.1. | Основные модели демократии в ХХ веке | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4 |
5.2. | Основные модели демократии в ХХ веке | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
5.3. | Концепция демократии Р. Даля | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
5.4. | Концепция демократии Р. Даля | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
5.5. | Новейшие концепции демократии | Практические | 3 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
5.6. | Новейшие концепции демократии | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 6. Демократия и процессы демократизации в современном мире | ||||||
6.1. | Основные теоретические школы демократизации | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Многообразие практик демократии | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л2.1 |
6.3. | Многообразие практик демократии | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.1 |
6.4. | Проблемы демократизации в оценке С. Хантингтона | Лекции | 4 | 2 | ||
6.5. | Опыт демократических транзитов | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Опыт демократических транзитов | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 7. Проблемы демократии и демократизации в современной России | ||||||
7.1. | Особенностдемократии в современной России | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.1 |
7.2. | Особенности демократии в современной России | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.1 |
7.3. | Проблемы демократизации в современной России | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
7.4. | Проблемы демократизации в современной России | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 8. Теория гражданского общества | ||||||
8.1. | Понятие гражданского общества | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л2.3 |
8.2. | Понятие, содержание и функции гражданского общества | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.3 |
8.3. | Структура и функции гражанского общества | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
8.4. | Исторические модели разграничения государства и гражданского общества | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л2.3 |
8.5. | Исторические модели разграничения государства и гражданского общества | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.4 |
8.6. | Эволюция представлений о гражданском обществе | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3 |
8.7. | Современные концепции гражданского общества | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
8.8. | Современные концепции гражданского общества | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
8.9. | Гражданское общество в идеологиях и режимах | Лекции | 4 | 2 | ||
8.10. | Гражданское общество в идеологиях и режимах | Сам. работа | 4 | 2 | ||
Раздел 9. Практика гражданского общества | ||||||
9.1. | История институтов гражданского общества | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3 |
9.2. | История институтов гражданского общества | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
9.3. | Практика существования и развития гражданского общества в различных странах | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.3 |
9.4. | Многообразие практик гражданского общества в современном мире | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | |
Раздел 10. Гражданское общество в России: история и современность | ||||||
10.1. | Проблема становления гражданского общества в России | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
10.2. | Проблема становления гражданского общества в России | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
10.3. | Условия и перспективы формирования гражданского общества в современной России | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
10.4. | Условия и перспективы формирования гражданского общества в России | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
10.5. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы и задания к экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Омеличкин, О.В. | Теория демократии: учебное пособие | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278911 (13.03.2017) |
Л1.2 | Смолин, О.Н. | Политический процесс в современной России : учеб. пособие для вузов | М. : Проспект, 2006 | |
Л1.3 | Мухаев, Р.Т. | Политология. : Конспект лекций | М. : Проспект, , 2015. | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276969 (13.03.2017) |
Л1.4 | Мутагиров, Д.З. | .Демократия как универсальная ценность : курс лекций | М. : Логос, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233784(13.03.2017). |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сирота Н.М. | Идеология и политика : учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Алексеева, Т.А. | Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения : учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2015 | |
Л2.3 | Кучерена, А. Г. | Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития : учеб. пособие | М. : ЮНИТИ-[ДАНА] ; М. : Закон и право, 2009. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России | www.liberal.ru | ||
Э3 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э4 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э5 | Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. | lenta.ru | ||
Э6 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э7 | Фонд политических исследований "Информация в демократии" | www.indem.ru | ||
Э8 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Демократия в теории и современной практике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о проблематичности понимания демократии, ее основных характеристиках, демократии как типе политического режима, эволюции представлений о демократии в истории политической мысли, сформировавшихся моделях демократии, теориях демократизации и демократического транзита, подходах к пониманию гражданского общества, его основных характеристиках, эволюции институтов гражданского общества, месте гражданского общества в политических режимах и идеологиях. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Демократия в теории и современной практике» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении актуальных проблем демократии и гражданского общества. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на этом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на практические задания. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучаемого курса студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии об особенностях демократии в одном из государств с демократическим режимом. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |