МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №5)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применитльно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Культура Древнего Египта Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Культура Древнего Рима Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Культура средневековой Японии Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Цивилизация Древней Руси Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Феодальная раздробленность в истории Европы Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. «Монголо-татарское иго» Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Московское государство в XVI в. Внешняя политика Ивана IV. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Реформы в Московском государстве XVI в. Проблема опричнины Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Смутное время в истории России. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Развитие России в первой половине XX века Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Развитие России в второй половине XX века Практические 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Российское государство на рубеже XX - XXI вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения.
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
3. Методы и источники изучения истории.
4. Понятие и классификация исторических источников.
5. Методология и теория исторической науки.
6. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
7. Основные подходы к изучению истории человечества.
8. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций.
9. Древние восточные цивилизации.
10. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.
11. Средневековье как этап всемирной истории.
12. Основные цивилизационные регионы.
13. Место России в мировой цивилизации.
14. Различные версии о прародине славян.
15. Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность.
16. Общественное устройство и зарождение государства.
17. Норманнская и антинорманская теории образования государства.
18. Деятельность первых русских князей.
19. Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями.
20. Правление Владимира Крестителя.
21. Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности.
22. «Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества.
23. Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече.
24. Правление Владимира Мономаха.
25. Причины и последствия политической раздробленности.
26. Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв.
27. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв.
28. Языческие верования восточных славян.
29. Крещение Руси.
30. Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы.
31. Памятники художественной культуры Киевской Руси.
32. Монголо-татарское завоевание русских княжеств.
33. Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в.
34. Монголо-татарское иго: формы проявления.
35. Возвышение Московского княжества в XIII в.
36. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.
37. Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры.
38. Правление Ивана III: формирование централизованного государства.
39. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
40. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
41. Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв.
42. Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
43. Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
44. Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
45. Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
46. Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.
47. Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
48. Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
49. Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
50. Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
51. Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
52. Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
53. Архитектура XIV – XVI вв.
54. Иконопись XIV – XVI вв.
55. Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
56. Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
57. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
58. «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству.
59. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе.
60. Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
61. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
62. Реформы самоуправления.
63. Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество.
Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
64. Внутренняя политика Александра III.
65. Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
66. Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
67. Социально-экономическое развитие в пореформенной России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 2. Хх век — начало XXI века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 1. До хх века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. История России: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: www.hist.msu.ru
Э2 Курс на Moodle «История (для ИЦТЭФ)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.