МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субъектные основы государственного управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.пол.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Субъектные основы государственного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучаемый спецкурс "Субъектные основы государственного управления" предназначен для формирования представлений о специфике различных групп, непосредственно участвующих в управленческом процессе либо оказывающих существенное влияние на его протеканиее, особенностях их функционирования в системе государственного управления, их типических характеристиках, особенностях трансформации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-7 способностью к проведению научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории бюрократии, политического класса, профессиональных политиков, бизнес-элиты, олигархии, значение криминальных структур, интеллектуалов и интеллигенции как факторов государственного управления, методы их управленческой деятельности или воздействия на процесс управления; особенности функционирования субъектов государственного управления в современной России и способы повышения качества их управленческой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.в реализации познавательных и организационных задач использовать дискуссионные приемы для оптимизации предпринимаемых решений; применять полученные знания об особенностях функционирования субъектов государственного управления для определения дискуссионных тем и выстраивания толерантных отношений с представителями разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.руководства коллективом на основе полученных знаний об особенностях деятельности различных субъектов государственного управления, приемах их управленческой деятельности; толерантно воспринимать в коллективе социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; проводить научные дискуссии по актуальным политическим проблемам, связанным с профессиональной деятельностью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основания курса
1.1. Государственное управление: особенности социального анализа Лекции 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Субъектная природа управления Сам. работа 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Многообразие субъектов государственного управления в России Сам. работа 3 4 ОПК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Элитные группы в государственном управлении
2.1. Политический класс Практические 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Подходы к пониманию политического класса Сам. работа 3 4 ОПК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Профессиональные политики Практические 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.4. Политические уководители Сам. работа 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.5. Политические представители Сам. работа 3 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.4
2.6. Эксперты и консультанты Практические 3 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.4
2.7. Бизнес-элита Практические 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Бизнес элита Сам. работа 3 4 ПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Бюрократия как субъект государственного управления
3.1. Понятие и основные характеристики бюрократии Сам. работа 3 6 ОПК-9 Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Понятие и основные характеристики бюрократии Практические 3 2 ОПК-9 Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Бюрократические приемы и закономерности функционирования Сам. работа 3 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.2
3.4. Бюрократические приемы и закономерности функционирования Практические 3 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.2
3.5. Бюрократия в модернизационных процессах Практические 3 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.2
3.6. Бюрократия в модернизационных процессах Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.2
3.7. Проблемы бюрократии в современной России Практические 3 2 ОПК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.8. Проблемы бюрократии в современной России Сам. работа 3 4 ОПК-9, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Факторы и латентные субъекты государственного управления
4.1. Олигархические группы в государственном управлении Практические 3 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Криминальные группировки Практические 3 2 ОПК-9 Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Олигархические и криминальные группировки Сам. работа 3 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.4. Интеллектуалы и государственное управление Лекции 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.5. Роль интеллектуалов в государственном управлении Сам. работа 3 6 ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Ю. Кабашов Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие М.: Флинта, 2020
Л1.2 МГИМО (Ун-т) МИД, Каф. прикл. анализа междунар. пробл., Каф. экон. политики и гос.-частного парнерства Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом : учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.3 Кравченко, Альберт Иванович Социология: учебник: Социальные структуры - Стратификация - Социальная мобильность - Социальные группы - Социальные общности Юрайт, 2011
Л1.4 Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для вузов Аспект Пресс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сулакшин С.С., Багадасарян В.Э., Колесник И. Ю. Государственное управление в России и труд: М.: Научный эксперт//ЭБС «Университетская библиотека online», 2010
Л2.2 Алексеев С.В. Бюрократия и коррупционная деятельность: монография Шахты: ЮРГУЭС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России www.liberal.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.r
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 Фонд политических исследований www.indem.ru
Э8 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В освоении курса "Субъектные основы государственного управления" необходимо активно использовать знания полученные в ходе изучения курсов "Государственная служба". "Политическое управление", "Социология", "Политическая философия" и др.
Изучение курса цесосообразно начать с анализа социальных оснований государственного управления, чему соответственно посвящена первая лекция изучаемого курса.
При анализе политического класса важно выделить основные подходы к его пониманию в западной и отечественной политической науке. Изучение профессиональных политиков целесообразно начать с обращения к докладу М. Вебера "Политика как наука и призвание", посвященному профессии политика, а такде выделить основные виды профессиональных политиков. При изучении политических представителей важно привлекать информацию СМИ о депутатах, проанализировать их выступления по важнейшим вопросам современной повестки дня. Знакомство с субъектами управления в экономической сфере, прежде всего с бизнес-элитой и олигархией, следует начать с определения и разграничения понятий, отражающих сущность данных субъектов.
Анализ бюрократического измерения государственного управления целесообразно начать с рассмотрения эволюции бюрократии в истории общества и отражения этого процесса в истории политической мысли, особенно в концепциях ХХ века - М.Вебера, А. Вебера, Р. Михельса и др. Важно выделить сущность бюрократии (Л.Мизес), ее основные функции и дисфункции (Р.Мертон), наиболее известные типологии, приемы и закономерности функционирования, обратиться к законам Паркинсона, Мерфи, описывающие деятельность бюрократии. В изучении современной бюрократии следует уделить внимание анализу национальных особенностей бюрократии, провести сравнительный анализ российской бюрократии и национальных бюрократий в различных регионах мира с целью выявления специфики отечественной бюрократии и моделей ее поведения в управлении государством. При этом важно уяснить роль бюрократии в модернизационных процессах в различных политических системах. Знание, полученное при изучении важнейших характеристик бюрократии, позволит сформулировать основные тенденции в функционированиии отечественной бюрократии.
Сложным в освоении представляется последний раздел курса, о чем свидетельствует его название. В методологическом плане при его изучении целесообразно опираться на работы о власти М.Фуко, П.Бурдье. В исследовании криминальной составляющей государственного управления следует использовать теорию Н.Боббио о скрытой власти, материалы криминальных расследований различных СМИ, попытаться определить основные тенденции и перспективы эффективного решения этой проблемы. Особый интерес представляет влияние религиозного фактора в управлении государством, прежде всего в теократических государствах. Понять роль интеллектуаллов в процессе управления поможет лекция, посвященная этому вопросу. Материал данной лекции послужит важным основанием и для осмысления роли интеллигенции в государственном управлении России на различных исторических этапах ее существования.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные умения и навыки специалиста-политолога.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области субъектных основ государственного управления;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.