Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_04_ГМУ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История». Древнейшие цивилизаии человечества | ||||||
1.1. | Общие представления об истории как науке. Древнейшие цивилизации Востока и Европы | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире. Политическая раздробленность европейских государств | ||||||
2.1. | 2.Образование ключевых государств Европы. Первоначальные этапы российской государственности | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политическое развитие Киевской Руси и специфика взаимоотношения с соседями | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Феодальная (политическая) раздробленность в истории Европы | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Трансформации европейских социально-политических порядков в XIII-XV в.: эндогенные и экзогенные факторы. | ||||||
3.1. | Ведущие страны Европы в XIV-XV вв. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Развитый европейский феодализм и монгольские завоевания: проблемы соотношения и взаимовлияния | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Эпоха Возрождения и объединительные процессы на Руси | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Культурная диффузия европейского и азиатского обществ в XIII-XV вв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Процессы централизации и децентрализации в государствах Европы XVI-XVII в. | ||||||
4.1. | Становление единого Московского государства и его централизация в XVI в. в контексте общеевропейских и мировых тенденций | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.2. | Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.3. | Динамика социально-политического строя России в конце XVI – середине XVII в. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.4. | Внешняя политика России в XVII в. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.5. | Европейские и азиатские государства в XVI-XVII вв. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVIII в. в контексте развития европейской цивилизации | ||||||
5.1. | XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.2. | Российская империя в XVIII в.: от становления к укреплению позиций | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.3. | Эволюция абсолютистских режимов в Западной Европе и реформы Петра I в России | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.4. | Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации | ||||||
6.1. | Изменения в европейских и азиатских обществах в первой половине XIX в.: развертывание процессов модернизации | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.2. | Великая французская революция и движение декабристов | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.3. | Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.4. | Внешняя политика России в XIX в. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.5. | Консервативное и либеральное направления развития стран Европы в XIX в. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 7. Раздел 7. Кардинальные трансформации Российского государства в контексте общемирового развития в ХХ–XXI в. | ||||||
7.1. | Российская государственность на переломе: от империи к советской власти (конец XIX – первая треть XX в.) | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
7.2. | Российские революции: причины, этапы, итоги | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.3. | Экономическая политика большевиков в первой половине XX в. как проявление большого социалистического эксперимента | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.4. | Социально-политическое развитие СССР в 20-30-е гг. XX в. Сталинизм как историческое явление | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.5. | Вторая мировая война | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.6. | Эволюция экономического развития СССР в 1945 - 1991 гг. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.7. | Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.8. | Политическое развитие западного (либерального) и восточного (социалистического) лагерей во второй половине XX в. | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.9. | Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
7.10. | Экзамен | 1 | 9 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Общее представление об исторической науке. Функции истории как науки. Периодизации истории 2. Взгляды на историю развития человеческого общества 3. Древнейшие цивилизации Востока и Европы 4. Образование ключевых государств Европы. Происхождение Российской государственности. Первые этапы истории России 5. Основные вехи истории Древнерусского государства 6. Крестовые походы: причины, содержание, значение 7. Характеристика феодализма в странах Западной Европы, проблема феодализма в истории России. Протекание феодальной раздробленности в ведущих странах Европы 8. Феодальная раздробленность на Руси: причины возникновения, характеристика основных феодальных центров, значение для дальнейшего развития государства 9. Монгольские завоевания и установление вассальной зависимости Руси от Золотой Орды 10. Ведущие страны Европы в XIV – XV вв. 11. Эпоха Возрождения и Реформация в Западной Европе: понятие, содержание, значение. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы 12. Объединительные процессы на Руси. Иван III и Василий III 13. Внутренняя политика Ивана IV: от реформ Избранной рады до Опричнины 14. Внешняя политика России в XVI в. 15. Смутное время (Смута) 16. Эволюция политического строя Русского государства при первых Романовых 17. Территориальные потери России после Смутного времени. Характеристика основных направлений внешней политики России в XVII в. 18. Российско-польские войны второй трети XVII в. и их результаты 19. Междуцарствие и приход к власти Петра I 20. Предпосылки и причины реформ Петра I. Цена и последствия реформ Петра, отношения к ним различных слоев общества 21. Реформы Петра I в области государственного управления и в социально-экономической сфере 22. Внешняя политика Петра I 23. Причины дворцовых переворотов. Настроения в дворянской среде. «Старое» и «новое» дворянство. Правление Екатерины I и Петра II. 24. Олигархизация управленческой и политической элиты в период правления Анны Иоанновны и возвращение к заветам Петра I в годы правление Елизаветы Петровны 25. Укрепление позиций Российской империи во второй половине XVIII в. 26. Либеральные тенденции в правлении Александра I 27. Отечественная война 1812 года 28. Великая французская революция и движение декабристов в России 29. Консервация режима при Николае I 30. Великие (либеральные) реформы Александра II 31. Состояние Российской империи в конце XIX – начале XX в. 32. Великая российская революция и установление советской власти. Первые мероприятия советской власти 33. Политическое развитие страны в первое двадцатилетие советской власти 34. Сравнительный анализ военного коммунизма и новой экономической политики советской власти в конце 10-х – середине 20-х гг. XX в. 35. Индустриализация как вариант экономической политики: причины введения, первые пятилетки и их стройки, результаты 36. Коллективизация в деревне: практика осуществления и результаты 37. Вторая мировая война и Великая Отечественная война 38. Основные черты политического режима СССР при Л.И. Брежневе 39. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг. 40. Перестройка и распад СССР 41. Россия в 90-е гг.: на пути от кризиса к суверенному развитию 42. Россия в XXI в.: основные направления развития и задачи государственной политики |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. «История – учительница жизни». (Цицерон). 2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд). 3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке). 4. «У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки … Мы европейские слова И азиатские поступки». (Н. Щербина). 5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин). 6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин). 7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман). 8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский). 9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов). Темы рефератов 1. Историческое развитие Англии в X – XV вв. 2. Историческое развитие Франции в X – XV вв. 3. Секуляризация общественного сознания в конце XVII – XVIII вв. 4. Эпоха дворцовых переворотов в истории России 5. Укрепление позиций Российской империи в правление Екатерины II 6. Неоднозначное правление Павла I 7. Внутренняя политика Александра I 8. Заграничные походы российской армии в 1813–1814 гг. 9. Становление единого рынка в России 10. Славянофильство и западничество об исторических путях развития России 11. Либеральные реформы Александра II 12. «Военный коммунизм» и нэп как варианты экономической политики советской власти 13. СССР в системе международных отношений 20-30-х гг. XX в. 14. Основные операции советских войск в Великую Отечественную войну 15. Рыночные преобразования в экономике России в 90-е гг. XX в. 16. Россия на пороге XXI в.: основные направления внутриполитических преобразований 17. Международные отношения России на современном этапе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложениии. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зуев М.Н. | История России: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Фирсов С. Л. | ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Богомазов Г. Г., Благих И. А. ; Под общ. ред. Богомазова Г.Г. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. IX—XIХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Под ред. Сидорова А.В. | ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Кириллов В. В. | ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО ХХ ВЕКА 8-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/. | |||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» – Режим доступа: https://biblio-online.ru/. | |||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «История» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении текущего контроля. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет. Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл. Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов). Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы. Технические требования к рефератам. Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам. Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные исторические периоды. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, основного хода и последствий исторических явлений/ периодов, по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 30 вопросов по различным историческим периодам. Время написания теста – 40 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий. |