МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
1.2. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1
2.3. Формирование духовной культуры древнерусского общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1
3.2. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. /Лек/ Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
4.2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1
4.3. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1
4.4. Московская Русь в XVI в Практические 1 2 ОК-2 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. «Смутное время» в истории России. Россмя при первых Романовых. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
5.2. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. /Лек Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2
5.5. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.2
5.6. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.2
5.7. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.2
6.2. Россия во второй половине XIX в. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.2
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.2
6.4. Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.2
6.5. Декабристы и идея конституции в первой половине XIX в. Практические 1 2 ОК-2 Л2.2
6.6. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2
7.2. Русские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 6 ОК-2
7.3. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. Сам. работа 1 4 ОК-2
7.4. СССР в 1945 - 1991 гг. /Лек/ Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1
7.5. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Сам. работа 1 4 ОК-2 Л2.1
7.6. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ Сам. работа 1 4 ОК-2
7.7. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2
7.8. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1
7.9. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1
7.10. Октябрь 1917 г.: предпосылки, альтернативы, историческое значение /Пр/ Практические 1 2 ОК-2 Л2.1
7.11. Становление российской государственности в 1990-е годы Сам. работа 1 2 ОК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
вопросы к зачету:
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского
и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра
Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.

12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.

УП: 030300_62-09-1234-2623.plm.xml стр. 8
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством»
(Н.М. Карамзин)
2. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был,
конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Он явно стремился к спасительному
единовластию» (Н.М. Карамзин).
3. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по
обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей» (В.О.
Ключевский).
4. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву,
Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов)
5. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и
после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические
вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены» (В.О. Ключевский)
6. «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть
XVIII века» (С.М. Соловьев)
7. «Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми
крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований» (В.О.
Ключевский о Екатерине II).
8. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом
предрешена» (А.Б. Каменский).
9. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного
правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его
предшественники» (В.А. Федоров).
10. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не
готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь
ряды мятежных войск»
(В.О. Ключевский)
11. «По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства…
Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим» (С.М. Соловьев).
12. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим
правительством» (А.А. Корнилов).
13. «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного
преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II» (Н.В.
Давыдов).
14. «Александр II вступил на путь первого Александра. Одной рукой он дарил реформы, возбуждавшие в обществе
самые отважные ожидания, а другой выдвигал и поддерживал слуг, которые их разрушали» (В.О. Ключевский)
15. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами,
которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление
этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти» (А.П. Извольский).
16. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы» (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
17. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере
идей политико-экономического и социального характера» (митрополит Вениамин).
18. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории.
За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам
понадобились столетия» (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ходяков М.В. - отв. ред. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. 1941—2015 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1700-1861 ГГ. (С КАРТАМИ) 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 25. Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э2 26. Хронос: http://www.hrono.ru/
Э3 27. Электронная библиотека университета РГГУ «Родная история» http://rodnaya-istoriya.ru/
Э4 28. Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э5 29. Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/
Э6 Курс в Moodle "Отечественная история" portal.edu.asu.ru
Э7 24. Уроки истории XX век http://urokiistorii.ru/
Э8 23. Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э9 22. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы http://historydoc.edu.ru/
Э10 21. Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив. http://www.rusempire.ru/
Э11 20. Портал: История (Википедия) http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:История
Э12 19. Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э13 18. Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э14 17. Образовательный сайт «Российская история» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/index.html
Э15 16. Музеи России: http://www.museum.ru/
Э16 15. Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
Э17 14. Мир истории: http://gpw.tellur.ru
Э18 13. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Э19 12. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
Э20 11. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э21 10. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
Э22 9. История государства: http://statehistory.ru/list/
Э23 8. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
Э24 7. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
Э25 6. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
Э26 5. Всемирная история: http://www.world-history.ru/
Э27 4. Всемирная история: http://historic.ru/books/
Э28 3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э29 2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
Э30 1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
12. Мир истории: http://gpw.tellur.ru
13. Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
14. Музеи России: http://www.museum.ru/
15. Образовательный сайт «Российская история» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/index.html
16. Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
17. Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
18. Портал: История (Википедия) http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:История
19. Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив. http://www.rusempire.ru/
20. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы http://historydoc.edu.ru/
21. Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
22. Уроки истории XX век http://urokiistorii.ru/
23. Утерянная империя: http://lost-empire.ru
24. Хронос: http://www.hrono.ru/
25. Электронная библиотека университета РГГУ «Родная история» http://rodnaya-istoriya.ru/
26. Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
27. Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.