МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор , Морозова Ольга Петровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов обучения и воспитания как объектов деятельности педагога;
цели обучения и воспитания;
принципы обучения и воспитания;
содержание обучения и воспитания;
методы обучения и воспитания;
формы организации обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять целеполагание в процессах обучения и воспитания;
реализовывать принципы обучения и воспитания в преподавании курса истории;
осуществлять отбор и проектирование содержание исторического образования;
использовать методы обучения и воспитания в преподавании истории;
реализовывать формы организации обучения в преподавании курса истории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации принципов обучения и воспитания;
использования критериев и принципов отбора содержания исторического образования;
проектирования содержания исторического образования;
использования методов обучения и воспитания;
проектирования и проведения урока и других форм организации обучения истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Сам. работа 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.4. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 4 1 ПК-11 Л1.3
2.5. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.6. Методологические основы педагогики Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.7. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.8. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.9. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.10. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
2.11. Целостный педагогический процесс Лекции 4 1 ПК-11 Л1.3
Раздел 3. Теория воспитания
3.12. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 4 1 ПК-11 Л1.3
3.13. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 4 6 ПК-11 Л1.3
3.14. Принципы воспитания Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.3
3.15. Современные концепции воспитания Практические 4 2 ПК-11 Л1.3
3.16. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 4 8 ПК-11 Л1.3
3.17. Содержание воспитания Сам. работа 4 8 ПК-11 Л1.3
3.18. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 4 3 ПК-11 Л1.3
3.19. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
3.20. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.3
Раздел 4. Дидактика
4.21. Сущность процесса обучения Лекции 4 1 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.22. Современные дидактические концепции Сам. работа 4 3 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.23. Принципы обучения Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.24. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.25. Общая характеристика методов обучения Практические 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.26. Методы проблемного обучения Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.27. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.28. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.29. Формы организации обучения в школе Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.30. Урок в современной школе Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.31. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 4 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3
4.32. Зачет Зачет 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
2. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
3. Опираясь на свой довузовский опыт, опишите характерные школьные ситуации, свидетельствующие о проявлении учителями гуманистического стиля педагогической деятельности или, наоборот, о сохранении в ней авторитарных тенденций. Когда допустим авторитарный стиль педагогической деятельности?
4. Вот как рисовал образ учителя известный чешский педагог Ян Амос Коменский:
«Учитель: Подойди, мальчик! Научись уму – разуму.
Мальчик: Что это значит – уму-разуму?
Учитель: Все, что необходимо правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать.
Мальчик: Кто меня этому научит?
Учитель: Я…
Мальчик: Каким образом?
Учитель Я поведу тебя повсюду, покажу тебе все, назову тебе все.
Мальчик: Вот Я! Веди меня…» (Редкин И.Г. Избр. Пед. соч. – М., 1958. – С. 67).
Мог бы, на ваш взгляд, такой диалог характеризовать образ учителя наших дней? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Раскройте сущность профессионального самообразования учителя. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми в вузе? Почему?
6. Педагогика – это искусство – утверждают одни: «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…, а только искусствами…
…искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства – не наука; теория не излагает законов, существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности…» (К.Д. Ушинский).
Педагогика – это наука – настаивают другие: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П.П. Блонский).
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гессен).
Педагогика – это и наука, и искусство, и технология – считают третьи. «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А.Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В.П. Беспалько).
А ваша точка зрения? Дайте аргументированный ответ.
7. Поспорили два друга. Олег утверждал, что главную роль в жизни животных и человека играет наследственность: «Ведь от слона рождается слоненок, от льва – львенок, от собак – щенок, от человека – человек. Значит, и через тысячу лет на Земле будут те же животные, птицы, насекомые, какие водятся в настоящее время. Наследование – это главное». Антон возражал: «Но ведь у многих собак, например, отрубают часть хвоста, а щенки все-таки рождаются опять с длинными хвостами. Если какую-нибудь собаку хорошо дрессировать, и она научится делать разные фокусы на арене цирка, все равно ее дети ничего не получают по наследству от своей умной мамы! Ребенка самого умного человека все равно надо всему учить. Он ничего не получает по наследству».
Разрешите этот спор. Дайте объяснение роли наследственности в развитии животного и ребенка.
8. Принципы целостного педагогического процесса (а также принципы обучения и воспитания) формируются в учебнике как предписания, адресованные учителю. Памятуя о двустороннем характере педагогического процесса, не сочтете ли вы целесообразным – после соответствующей «переработки» – адресовать эти принципы и школьникам? Аргументируйте свой ответ.
9. Охарактеризуйте общность и специфику задач воспитания и обучения.
10. Что следует понимать под движущей силой процесса воспитания?
- Движущей силой процесса воспитания является такая сила, которая заставляет двигаться вперед к совершенству в поведении.
- Противоречия между приобретенными знаниями, опытом поведения и новыми потребностями, противоречия между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения являются движущей силой процесса воспитания.
- Под движущей силой процесса воспитания следует понимать нечто иное, как противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами их воплощения в жизнь.
- Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, устоявшимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
- Правильного ответа нет.
11. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания? Почему? Докажите.
12. Согласны ли вы со следующим утверждением и почему?
«Пока учитель не будет в курсе интересов и переживаний здоровья своих детей, он будет безжалостно перевирать всю педагогику трудовой школы» (Блонский П.П. Избр. пед. соч. – М., 1961. – С 619).
Приведите убедительные доводы в пользу этого утверждения.
13. Из предложенных формулировок выберите наиболее точно определяющую предмет дидактики:
- Дидактика – теория образования, в том числе и обучения.
- Дидактика – теория образования и обучения.
- Дидактика – теория и технология обучения.
- Правильного ответа нет.
14. Общепринято считать, что единство обучения и воспитания – закон педагогического процесса. Вместе с тем общеизвестно, что в деятельности многих учителей наблюдается разрыв между обучением и воспитанием школьников.
Не означают ли такого рода факты, что закона единства обучения и воспитания нет, что здесь желаемое выдается за действительное?
15. Согласны ли вы с утверждением «Тот метод работы учителя хорош, который становится методом работы ученика». Аргументируйте свою точку зрения.
16. Какие уроки в школе вам казались самыми короткими? Почему?
17. За последние годы возросло количество публикаций, в которых урок рассматривается не только как основная форма организации школьного обучения, но и как основная форма учебно-воспитательного процесса в целом. Однако, ряд педагогов, не соглашаясь с таким пониманием вопроса, считают ошибочным стремление «сместить центр тяжести воспитания на хрупкие плечи урока».
Определите свою позицию в этом споре. Как вы думаете, имеет ли дискуссия о месте урока в целостном педагогическом процессе сугубо теоретический характер, или она впрямую стыкуется с проблемами школьной практики?
18. В чем причина живучести урока? Целесообразно ли в будущем оставить урок в качестве основной формы обучения в школе?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Учитель, которого ждут ....
2. Если бы я был министром образования, я бы ...
3. Роль барьеров в педагогической деятельности учителя.
4. Педагогический консилиум как метод научно-педагогического исследования.
5. Особенности обучения и воспитания одаренных детей.
6. Роль семьи в воспитании современных школьников.
7. Целеполагание как способ сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.
8. Знание и отношение: что важнее?
9. Восптательные аспекты урока.
10. Формирование гуманных отношений в детском коллективе.
11. Актуальные проблемы теории и практики современного школьного обучения.
12. Реализация принципов дидактики во внеклассной работе со школьниками.
13. Роль фактологических знаний в учебном познании школьников.
14. Единый государственный экзамен: "за" и "против".
15. Формы и методы обучения в оценке школьников.
5.3. Фонд оценочных средств

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н., Сенько Ю.В. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.