МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, ст. пр., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История». Древнейшие цивилизаии человечества
1.1. Общие представления об истории как науке. Древнейшие цивилизации Востока и Европы Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире. Политическая раздробленность европейских государств
2.1. 2.Образование ключевых государств Европы. Первоначальные этапы российской государственности Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политическое развитие Киевской Руси и специфика взаимоотношения с соседями Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Феодальная (политическая) раздробленность в истории Европы Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Трансформации европейских социально-политических порядков в XIII-XV в.: эндогенные и экзогенные факторы.
3.1. Ведущие страны Европы в XIV-XV вв. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Развитый европейский феодализм и монгольские завоевания: проблемы соотношения и взаимовлияния Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Эпоха Возрождения и объединительные процессы на Руси Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Культурная диффузия европейского и азиатского обществ в XIII-XV вв. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Процессы централизации и децентрализации в государствах Европы XVI-XVII в.
4.1. Становление единого Московского государства и его централизация в XVI в. в контексте общеевропейских и мировых тенденций Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Динамика социально-политического строя России в конце XVI – середине XVII в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.4. Внешняя политика России в XVII в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.5. Европейские и азиатские государства в XVI-XVII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVIII в. в контексте развития европейской цивилизации
5.1. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Российская империя в XVIII в.: от становления к укреплению позиций Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Эволюция абсолютистских режимов в Западной Европе и реформы Петра I в России Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.4. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Изменения в европейских и азиатских обществах в первой половине XIX в.: развертывание процессов модернизации Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.2. Трансформации европейских монархий и их политики в XIX в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Великая французская революция и движение декабристов Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.4. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.5. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.6. Консервативное и либеральное направления развития стран Европы в XIX в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Кардинальные трансформации Российского государства в контексте общемирового развития в ХХ–XXI в.
7.1. Российская государственность на переломе: от империи к советской власти (конец XIX – первая треть XX в.) Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Российские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Экономическая политика большевиков в первой половине XX в. как проявление большого социалистического эксперимента Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Социально-политическое развитие СССР в 20-30-е гг. XX в. Сталинизм как историческое явление Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.5. Вторая мировая война Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.6. Эволюция экономического развития СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.7. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.8. Кризис СССР и становление стран социалистического лагеря в качестве суверенных государств в конце XX – начале XXI в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.9. Политическое развитие западного (либерального) и восточного (социалистического) лагерей во второй половине XX в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.10. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету.
1. Общее представление об исторической науке. Функции истории как науки. Периодизации истории
2. Взгляды на историю развития человеческого общества
3. Древнейшие цивилизации Востока и Европы
4. Образование ключевых государств Европы. Происхождение Российской государственности. Первые этапы истории России
5. Основные вехи истории Древнерусского государства
6. Крестовые походы: причины, содержание, значение
7. Характеристика феодализма в странах Западной Европы, проблема феодализма в истории России. Протекание феодальной раздробленности в ведущих странах Европы
8. Феодальная раздробленность на Руси: причины возникновения, характеристика основных феодальных центров, значение для дальнейшего развития государства
9. Монгольские завоевания и установление вассальной зависимости Руси от Золотой Орды
10. Ведущие страны Европы в XIV – XV вв.
11. Эпоха Возрождения и Реформация в Западной Европе: понятие, содержание, значение. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы
12. Объединительные процессы на Руси. Иван III и Василий III
13. Внутренняя политика Ивана IV: от реформ Избранной рады до Опричнины
14. Внешняя политика России в XVI в.
15. Смутное время (Смута)
16. Эволюция политического строя Русского государства при первых Романовых
17. Территориальные потери России после Смутного времени. Характеристика основных направлений внешней политики России в XVII в.
18. Российско-польские войны второй трети XVII в. и их результаты
19. Междуцарствие и приход к власти Петра I
20. Предпосылки и причины реформ Петра I. Цена и последствия реформ Петра, отношения к ним различных слоев общества
21. Реформы Петра I в области государственного управления и в социально-экономической сфере
22. Внешняя политика Петра I
23. Причины дворцовых переворотов. Настроения в дворянской среде. «Старое» и «новое» дворянство. Правление Екатерины I и Петра II.
24. Олигархизация управленческой и политической элиты в период правления Анны Иоанновны и возвращение к заветам Петра I в годы правление Елизаветы Петровны
25. Укрепление позиций Российской империи во второй половине XVIII в.
26. Либеральные тенденции в правлении Александра I
27. Отечественная война 1812 года
28. Великая французская революция и движение декабристов в России
29. Консервация режима при Николае I
30. Великие (либеральные) реформы Александра II
31. Состояние Российской империи в конце XIX – начале XX в.
32. Великая российская революция и установление советской власти. Первые мероприятия советской власти
33. Политическое развитие страны в первое двадцатилетие советской власти
34. Сравнительный анализ военного коммунизма и новой экономической политики советской власти в конце 10-х – середине 20-х гг. XX в.
35. Индустриализация как вариант экономической политики: причины введения, первые пятилетки и их стройки, результаты
36. Коллективизация в деревне: практика осуществления и результаты
37. Вторая мировая война и Великая Отечественная война
38. Основные черты политического режима СССР при Л.И. Брежневе
39. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг.
40. Перестройка и распад СССР
41. Россия в 90-е гг.: на пути от кризиса к суверенному развитию
42. Россия в XXI в.: основные направления развития и задачи государственной политики
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).

Темы рефератов

1. Историческое развитие Англии в X – XV вв.
2. Историческое развитие Франции в X – XV вв.
3. Секуляризация общественного сознания в конце XVII – XVIII вв.
4. Эпоха дворцовых переворотов в истории России
5. Укрепление позиций Российской империи в правление Екатерины II
6. Неоднозначное правление Павла I
7. Внутренняя политика Александра I
8. Заграничные походы российской армии в 1813–1814 гг.
9. Становление единого рынка в России
10. Славянофильство и западничество об исторических путях развития России
11. Либеральные реформы Александра II
12. «Военный коммунизм» и нэп как варианты экономической политики советской власти
13. СССР в системе международных отношений 20-30-х гг. XX в.
14. Основные операции советских войск в Великую Отечественную войну
15. Рыночные преобразования в экономике России в 90-е гг. XX в.
16. Россия на пороге XXI в.: основные направления внутриполитических преобразований
17. Международные отношения России на современном этапе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Фирсов С. Л. ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомазов Г. Г., Благих И. А. ; Под общ. ред. Богомазова Г.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. IX—XIХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Сидорова А.В. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кириллов В. В. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО ХХ ВЕКА 8-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» – Режим доступа: https://biblio-online.ru/.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/.
Э5 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» – Режим доступа: https://biblio-online.ru/.
Э6 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
Э7 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/.
Э8 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» – Режим доступа: https://biblio-online.ru/.
Э9 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Курс «История» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении текущего контроля. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные исторические периоды. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, основного хода и последствий исторических явлений/ периодов, по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 30 вопросов по различным историческим периодам. Время написания теста – 40 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.