МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладной сетевой анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильЭкспертиза рекламных и PR-продуктов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_ЭРП-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
курсовой проект: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.социол.н, доцент, Говорухина Г.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н. , доцент, Кальнеус А.С.

Рабочая программа дисциплины
Прикладной сетевой анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №372)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является ознакомление обучающихся с основными методологическими принципами прикладного сетевого анализа.
Задачи обучения:
познакомить обучающихся с историей и современными тенденциями развития сетевого анализа в разных областях его применения;
сформировать у обучающихся представление о методах исследования и анализа сетевых данных;
сформировать у обучающихся навыки применения методики сетевого анализа при решении конкретных задач;
сформировать у обучающихся навыки использования основных компьютерных программ по сетевому анализу;
сформировать у обучающихся навыки применения методологии и методов анализа социальных сетей для исследования процессов в сфере рекламы и связей с общественностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способность осуществлять консультирование по вопросам рыночных и социальных исследований, планирования и организации кампаний и мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, управления деятельностью в сфере профессиональных компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к трактовке понятия «сетевой анализ»;
историю и современные тенденции развития сетевого анализа;
области применения сетевого подхода;
методы и методики анализа сетевых данных;
возможности компьютерных программ и сети Интернет для осуществления сетевого анализа в социальных исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы сетевого анализа для решения исследовательских задач;
обращаться к ресурсам сети Интернет;
отбирать, обрабатывать и анализировать сетевые данные;
решать практические задачи с применением сетевого анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора, обработки и анализа сетевых данных;
первичными навыками работы с компьютерными программами по сетевому анализу;
навыками работы в социальных сетях;
навыками использования сетевого анализа в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты сетевого анализа
1.1. История возникновения сетевого подхода Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. История возникновения сетевого подхода Практические 1 2 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. История возникновения сетевого подхода Сам. работа 1 8 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные подходы в сетевом анализе: структурный, нормативный, ресурсный, динамический Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные подходы в сетевом анализе: структурный, нормативный, ресурсный, динамический Практические 1 4 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные подходы в сетевом анализе: структурный, нормативный, ресурсный, динамический Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Сетевые потоки Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Сетевые потоки Практические 1 6 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Сетевые потоки Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Основные принципы и категории сетевого анализа Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Основные принципы и категории сетевого анализа Практические 1 2 ПК-19 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Основные принципы и категории сетевого анализа Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные принципы и категории сетевого анализа
2.1. Методы сбора сетевых данных, сетевая выборка Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Методы сбора сетевых данных, сетевая выборка Практические 1 6 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы сбора сетевых данных, сетевая выборка Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Матрицы и теория графов как инструменты анализа сетевых данных Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Матрицы и теория графов как инструменты анализа сетевых данных Практические 1 6 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Матрицы и теория графов как инструменты анализа сетевых данных Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Индикаторы свойств сети Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Индикаторы свойств сети Практические 1 6 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Индикаторы свойств сети Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Социальные сети, компьютерные программы для их анализа и визуализации Лекции 1 1 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Социальные сети, компьютерные программы для их анализа и визуализации Практические 1 6 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Социальные сети, компьютерные программы для их анализа и визуализации Сам. работа 1 9 ПК-19 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 А.Г. Чхартишвили; Д.А. Губанов ; Д.А. Новиков Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства: Москва : Физматлит, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82767 .
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ф.И. Шарков Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”): учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR prclub.spb.ru
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается курсовым проектом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Методические указания по написанию курсовой работы (курсового проекта) содержатся в отдельных методических рекомендациях по подготовке и защите курсовых работ (курсовых проектов)на факультете массовых коммуникаций, филологии и политологии (кафедра связей с общественностью и рекламы)