МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Электроника и микроконтроллеры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Пашнев В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Электроника и микроконтроллеры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Седалищев Виктор Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Седалищев Виктор Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование у магистра теоретических знаний и практических навыков по эксплуатации современных средств вычислительной техники - вычислительных машин, комплексов, систем и сетей, а именно: обновить знания студентов по основам электроники, привить навыки работы с различным измерительным оборудованием и технической документацией, изложить основные принципы работы электронных компонентов и интегральных микросхем, ознакомить с функционированием усилительных и переключающих схем, источников питания и других электронных устройств используемых в робототехнике.Ознакомление с основами цифровой схемотехники и типовыми методиками проектирования цифровых устройств, приобретение практических навыков анализа и синтеза цифровых и микропроцессорных узлов и схем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-4 Способен организовывать деятельность обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы по информатике и робототехнике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состояние современного развития электронных приборов, области их применения и перспективах развития.Знать основы электроники и схемотехники электронных устройств.
3.2.Уметь:
3.2.1.принцип работы и основные характеристики полупроводниковых приборов, основных типовых элементов аналоговых и цифровых интегральных схем.Применять микроконтролеры и програмировать их при разроботке и созданиии робототехнических систем.Обладать базовыми знаниями по выбору элементной базы и схемных решений при разработке цифровых устройств разной степени сложности и назначения;
владеть технологиями проектирования и разработки различных функциональных узлов цифровой и микропроцессорной техники;
владеть технологиями разработки алгоритмов функционирования цифровых и микропроцессорных устройств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.расчетом параметров пассиных цепей и полупроводниковых приборов, интегральных схем и их компонентов, объективной оценки функциональных и параметрических возможностей элементной базы интегральных микросхем.Создавать сиситемы управления мехатронными устройствами и производить их расчет.Способами создания и отладки программ для микропроцессора на языке низкого уровня

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ввдение
1.1. Виды сигналов. Линейные и нелинейные элементы электрических цепей. Основные понятия и термины.Элементы электроннойт техники Лекции 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
1.2. Расчет линейных электрических цепей. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
1.3. Расчет линейных электрических цепей.Расчеты цепей, содержащих нелинейные элементы.Расчет транзисторных схем на биполярном и полевом транзисторе. Ключевой и усилительный режим. Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
Раздел 2. Электронные усилители. ОТАУ
2.1. Введение. Определение. Классификация усилителей. Обобщенная схема усилителя. Лекции 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
2.2. Основы теории автоматизированного управления. Понятие передаточной функции линейной системы. Пример нахождения передаточной функции.Модели систем управления в виде структурных схем. Пример построения структурной схемы. Дискретные системы. Лекции 3 4 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
2.3. Переходная характеристика типовых звеньев. Нахождение передаточных функций САУ.Задачи на постороение Амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик.Устойчивость линейных систем. Практические 3 6 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
2.4. Области применения усилителей на транзисторах.Принцип работы ОУ. Инвертирующий усилитель. Неинвертирующий усилитель.Области и особенности применения ОУ в изделиях электронной промышленности. Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
2.5. Автоматические регуляторы и их передаточные функции. Пропорцио-нальный регулятор, интегральный регулятор, пропорционально-интегральный регулятор, пропорционально-дифференциальный регулятор.Задачи на постороение Амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик.Устойчивость линейных систем.Устойчивость дискретных систем. Сам. работа 3 10 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
Раздел 3. Интегральные полупроводниковые схемы
3.1. Аналоговые интегральные схемы. Цифровые интегральные схемы. Лекции 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
3.2. Проектирование комбинационных логических Проектирование на основе микросхем средней степени интеграции. Лекции 3 4 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
3.3. Основные понятия булевой алгебры.Теоремы булевой алгебры.Элементы памяти. Триггеры.Проектирование синхронных последовательных схем. Алгоритм проектирования. Практические 3 4 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
3.4. Логические переменные, логические функции. Реализация булевой функции с помощью переключательных и электронных схем.Представление и упрощение функций с помощью карт Карно. Проектирование триггеров. Проектирование синхронных и асинхронных счетчиков. Проектирование асинхронных схем Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
Раздел 4. Микропроцессоры.
4.1. Обобщенная структурная схема микропроцессорной системы. Понятие архитектуры МП. Принципы фон Неймана. Фоннеймановская, гарвардская архитектуры. Основные технические характеристики МП. Классификация МП. Лекции 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.2. Организация памяти. Организация ввода/вывода. Стек. Система команд. Типы и форматы команд. Способы адресации. Командный цикл. Машинные такты и машинные циклы. Типы машинных циклов.Структурная схема.Распределение памяти. Организация ввода/вывода. Программная модель. Основные характеристики, архитектурные и схемотехнические особенности 64-разрядных МП Лекции 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.3. Аналого- цифровые преобразователи. Цифроаналоговые преобразователи. Устройства вборки и хранения. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.4. Однокристальные микроконтролеры с CISC и RISC архитектурой. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.5. Сигнальные микропроцессоры. Практические 3 2 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.6. Понятие микропроцессорного комплекта (МПК). Классификация МПК. Обзор популярных МПК. Однокристальные микроконтроллеры. Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4
4.7. Основные характеристики, архитектурные и схемотехнические особенности 64-разрядных МП компании Intel. нейронные вычислители. Интерфейс устройств ввода/вывода. Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение Фонд оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение Фонд оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
7-zip
Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Microsoft Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
1 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
2 Федеральный портал по научной и инновационной деятельности [Электронный ресурс]. -Электронные данные. - Режим доступа: http://www.sci-innov.ru/.
3 Научная и учебно-методическая литература [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.intuit.ru.
4 Научный журнал «Вестник Российской академии естественных наук» [Электрон-ный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_archive.aspx.
5 Научный журнал «Интеграл» [Электронный ресурс]. - Электронные
данные. – Режим доступа: http://www.portalnano.ru/read/databases/publication/journal_integral.
6 Научный журнал «Инновации» [Электронный ресурс]. - Электронные данные. – Режим доступа: http://ojs.innovjoum.ru/index.php/innov
7 Научный журнал «Информатика и системы управления» [Электронный ресурс]. – Электронные данные. - Режим доступа: http://ics.khstu.ru/
8 Научный журнал «Информационные системы и технологии» [Электронный ре-сурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: http://gu-unpk.ru/science/joumal/isit
9 Научный журнал «Информационные технологии» [Электронный ресурс]. - Элек-тронные данные. - Режим доступа: http://novtex.ru/IT/
10 Научный журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» [Электронный ре-сурс]. - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.radiotec.ru/catalog.php?cat=jr7
11 Научный журнал «Программные продукты и системы» [Электронный ресурс]. - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.swsys.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания приведены в Приложении