МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.э.н., Доц. каф. Менеджмента, организации бизнеса и инноваций , Горбунов Ю.В.

Рецензент(ы):
К.э.н., Доц. каф. Региональной экономики и управления, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с сущностью и методологическими основами теории управления, с организационными формами и структурой управления, процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и коммуникативными процессами в управлении. Кроме этого, целью этой дисциплины является формирование у слушателей практических навыков применения теории управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-2 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-21 умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Пути нахождения управленческих решений
Подходы к осуществлению оценивания результатов и последствий принятого управленческого решения
Последствия принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Основные понятия и определения теории управления
Школы и функции управления
Специфику управления на разных уровнях, подходы к разработке и эффективному исполнению управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков
Основные теории мотивации, лидерства и власти
Понятие организационной культуры, аудита человеческих ресурсов
Процессы групповой динамики и принципы формирования команды
Параметры качества управленческих решений
Подходы к осуществлению административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Способы выявления отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений
3.2.Уметь:
3.2.1.Находить управленческие решения
Осуществлять оценивание результатов и последствий принятого управленческого решения
Прогнозировать последствия принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Применять знания, накопленные в ходе эволюции управленческой мысли, ее основных школ и современных теоретических аспектов управления
Применять знания о школах управления на практике
Разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
Использовать основные теорий мотивации, лидерства и власти в процессе управления
Умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих решений, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Определять параметры качества управленческих решений
Осуществлять административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Выявлять отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками нахождения управленческих решений
Навыками оценивания результатов и последствий принятого управленческого решения
Навыками прогнозирования последствий принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Процессом управления, выделять такие его содержательные компоненты, как разработка управленческого решения, общие функции управления, информационные и коммуникативные процессы в управлении, эффективность процесса управления
Навыками применений знания о школах управления
Навыками разработки и эффективного исполнения управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применения адекватных инструментов и технологий регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
Навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти
Навыками проведения аудита человеческих ресурсов и осуществления диагностики организационной культуры
Навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих решений, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Навыками определять параметры качества управленческих решений
Навыками осуществления административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Навыками выявления отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и методологические основы управления организацией
1.1. Сущность менеджмента и управления организацией Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.4
1.2. Сущность менеджмента и управления организацией Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.3. Сущность менеджмента и управления организацией Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 2. История развития управленческой мысли и практики
2.1. Предпосылки возникновения науки управления Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.2. Предпосылки возникновения науки управления Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.3. Предпосылки возникновения науки управления Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
3.1. Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885-1920 гг.) Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
3.2. Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885-1920 гг.) Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
3.3. Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920-1950 гг.) Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.2
3.4. Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.) Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
3.5. Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время) Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 4. Системный подход в управлении
4.1. Исторические предпосылки и основы системного подхода Лекции 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.2. Понятие систем Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.3. Свойства систем Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.4. Системность в управлении Сам. работа 2 17 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 5.
5.1. Организационная структура управления Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
5.2. Организационная структура управления Практические 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
5.3. Организационная структура управления Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 6. Функции управления
6.1. Роль и содержание функций управления Лекции 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
6.2. Роль и содержание функций управления Практические 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
6.3. Роль и содержание функций управления Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 7. Контроль
7.1. Экзамен 2 9 ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.5, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Ким Теория управления: : Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К,, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Молчанов М.А., Молчанова В.А. Теория управления экономическими системами: учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Гапоненко А.Л., Савельева М.В. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Астахова Н.И. - отв. ред., Москвитин Г.И. - отв. ред. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 О.В. Рогач, Е.В. Фролова Основы теории управления и организации: Учебное пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова Теория менеджмента: Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.