МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.э.н., Доц. каф. Менеджмента, организации бизнеса и инноваций , Горбунов Ю.В.

Рецензент(ы):
К.э.н., Доц. каф. Региональной экономики и управления, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с сущностью и методологическими основами теории управления, с организационными формами и структурой управления, процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и коммуникативными процессами в управлении. Кроме этого, целью этой дисциплины является формирование у слушателей практических навыков применения теории управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-2 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-21 умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Пути нахождения управленческих решений
Подходы к осуществлению оценивания результатов и последствий принятого управленческого решения
Последствия принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Основные понятия и определения теории управления
Школы и функции управления
Специфику управления на разных уровнях, подходы к разработке и эффективному исполнению управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков
Основные теории мотивации, лидерства и власти
Понятие организационной культуры, аудита человеческих ресурсов
Процессы групповой динамики и принципы формирования команды
Параметры качества управленческих решений
Подходы к осуществлению административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Способы выявления отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений
3.2.Уметь:
3.2.1.Находить управленческие решения
Осуществлять оценивание результатов и последствий принятого управленческого решения
Прогнозировать последствия принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Применять знания, накопленные в ходе эволюции управленческой мысли, ее основных школ и современных теоретических аспектов управления
Применять знания о школах управления на практике
Разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
Использовать основные теорий мотивации, лидерства и власти в процессе управления
Умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих решений, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Определять параметры качества управленческих решений
Осуществлять административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Выявлять отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками нахождения управленческих решений
Навыками оценивания результатов и последствий принятого управленческого решения
Навыками прогнозирования последствий принятого управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Процессом управления, выделять такие его содержательные компоненты, как разработка управленческого решения, общие функции управления, информационные и коммуникативные процессы в управлении, эффективность процесса управления
Навыками применений знания о школах управления
Навыками разработки и эффективного исполнения управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применения адекватных инструментов и технологий регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
Навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти
Навыками проведения аудита человеческих ресурсов и осуществления диагностики организационной культуры
Навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих решений, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Навыками определять параметры качества управленческих решений
Навыками осуществления административных процессов при принятии и реализации управленческих решений
Навыками выявления отклонений и виды корректирующих мер при принятии и реализации управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и методологические основы управления организацией
1.1. Сущность менеджмента и управления организацией Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.4
1.2. Сущность менеджмента и управления организацией Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.3. Сущность менеджмента и управления организацией Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 2. История развития управленческой мысли и практики
2.1. Предпосылки возникновения науки управления Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.2. Предпосылки возникновения науки управления Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.3. Предпосылки возникновения науки управления Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
3.1. Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885-1920 гг.) Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
3.2. Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885-1920 гг.) Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
3.3. Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920-1950 гг.) Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.2
3.4. Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.) Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
3.5. Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время) Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 4. Системный подход в управлении
4.1. Исторические предпосылки и основы системного подхода Лекции 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.2. Понятие систем Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.3. Свойства систем Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.4. Системность в управлении Сам. работа 2 17 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 5.
5.1. Организационная структура управления Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
5.2. Организационная структура управления Практические 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3
5.3. Организационная структура управления Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 6. Функции управления
6.1. Роль и содержание функций управления Лекции 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
6.2. Роль и содержание функций управления Практические 2 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
6.3. Роль и содержание функций управления Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 7. Контроль
7.1. Экзамен 2 9 ПК-1, ПК-2, ПК-21 Л1.5, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Ким Теория управления: : Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К,, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Молчанов М.А., Молчанова В.А. Теория управления экономическими системами: учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Гапоненко А.Л., Савельева М.В. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Астахова Н.И. - отв. ред., Москвитин Г.И. - отв. ред. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 О.В. Рогач, Е.В. Фролова Основы теории управления и организации: Учебное пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова Теория менеджмента: Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.