Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 03.03.02. Физика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 03_03_02_Ф-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н., Будкин А.И.
1.1. | овладение студентами основными понятия, результатами и методами аналитической геометрии, которые широко используются и применяются в математике, механике, физике и нужны по существу для понимания и усвоения математических и физических дисциплин, изучаемых студентами на последующих курсах.Использовать основные понятия аналитической геометрии при решении типовых вычислительных задач.Овладеть основными методами решения типовых вычислительных задач. Задачи: • Изложить основные сведения о векторах и координатах, прямых на плоскости и в пространстве, кривых и поверхностях второго порядка. • Повысить математическую грамотность специалистов-физиков; • Сформировать и развить научное мышление (и такие его компоненты как критичность, доказательность, логичность и строгость изложения); • Подготовить студентов к самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут дополнительно понадобиться в жизни и профессиональной деятельности специалисту-физику. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОПК-2 | способностью использовать в профессиональной деятельности базовые знания фундаментальных разделов математики, создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные результаты с учетом границ применимости моделей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает: основные понятия аналитической геометрии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет: использовать основные понятия аналитической геометрии при решении типовых вычислительных задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет: основными методами решения типовых вычислительных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Векторы. Основные понятия. | ||||||
1.1. | Понятие вектора. Линейные операции над векторами | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Определители второго и третьего порядка. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие вектора. Линейные операции над векторами | Практические | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Понятие вектора. Линейные операции над векторами | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Координаты вектора | ||||||
2.1. | Разложение вектора по базису. Системы координат на плоскости и в пространстве (декартовы и полярные) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Разложение вектора по базису. Системы координат на плоскости и в пространстве (декартовы и полярные) | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Разложение вектора по базису. Системы координат на плоскости и в пространстве (декартовы и полярные) | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов. Коллинеарность и компланарность векторов | ||||||
3.1. | Скалярное произведение векторов и его свойства. Векторное произведение векторов и его свойства. Смешанное произведение векторов и его свойства. Вычисление произведений в декартовой системе координат. Условия коллинеарности, ортогональности и компланарности векторов. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Скалярное произведение векторов и его свойства. Векторное произведение векторов и его свойства. Смешанное произведение векторов и его свойства. Вычисление произведений в декартовой системе координат. Условия коллинеарности, ортогональности и компланарности векторов. | Практические | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Скалярное произведение векторов и его свойства. Векторное произведение векторов и его свойства. Смешанное произведение векторов и его свойства. Вычисление произведений в декартовой системе координат. Условия коллинеарности, ортогональности и компланарности векторов. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Прямая на плоскости | ||||||
4.1. | Прямая на плоскости. Типы уравнения прямой. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Прямая на плоскости. Типы уравнения прямой. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Прямая на плоскости. Типы уравнения прямой. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Плоскость в пространстве | ||||||
5.1. | Различные типы уравнения плоскости в пространстве. Угол между плоскостями. Расстояние от точки до плоскости | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Различные типы уравнения плоскости в пространстве. Угол между плоскостями. Расстояние от точки до плоскости | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Различные типы уравнения плоскости в пространстве. Угол между плоскостями. Расстояние от точки до плоскости | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Прямая и плоскость в пространстве | ||||||
6.1. | Основные задачи о прямой и плоскости в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до прямой в пространстве | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Основные задачи о прямой и плоскости в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до прямой в пространстве | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Основные задачи о прямой и плоскости в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до прямой в пространстве | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Кривые второго порядка | ||||||
7.1. | Кривые второго порядка. Окружность. Эллипс. Гипербола | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Кривые второго порядка. Окружность. Эллипс. Гипербола | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Кривые второго порядка. Окружность. Эллипс. Гипербола | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Касательные и асимптоты кривых | ||||||
8.1. | Касательные к кривым второго порядка. Директрисы эллипса и гиперболы. Асимптоты гиперболы. Оптические свойства кривых второго порядка | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Касательные к кривым второго порядка. Директрисы эллипса и гиперболы. Асимптоты гиперболы. Оптические свойства кривых второго порядка | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Касательные к кривым второго порядка. Директрисы эллипса и гиперболы. Асимптоты гиперболы. Оптические свойства кривых второго порядка | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Преобразование координат | ||||||
9.1. | Преобразование декартовой прямоугольной системы координат на плоскости. Приведение к каноническому виду общего уравнения кривой второго порядка | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Преобразование декартовой прямоугольной системы координат на плоскости. Приведение к каноническому виду общего уравнения кривой второго порядка | Практические | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.3. | Преобразование декартовой прямоугольной системы координат на плоскости. Приведение к каноническому виду общего уравнения кривой второго порядка | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 10. Поверхности второго порядка | ||||||
10.1. | Поверхности второго порядка. Канонические уравнения поверхностей | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
10.2. | Поверхности второго порядка. Канонические уравнения поверхностей | Практические | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
10.3. | Поверхности второго порядка. Канонические уравнения поверхностей | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 11. Кривые и поверхности в строительстве и технике | ||||||
11.1. | Применение геометрических поверхностей в строительстве и технике | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
11.2. | Применение геометрических поверхностей в строительстве и технике | Практические | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
11.3. | Применение геометрических поверхностей в строительстве и технике | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
11.4. | промежуточная аттестация | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Постников М.М. | Аналитическая геометрия: учебник | СПб. : Лань, 2009 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Кадомцев С.Б. | Аналитическая геометрия и линейная алгебра: учебник | М. : Физматлит, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69319 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. И. Привалов | Аналитическая геометрия: учебник | СПб.: Лань, 2010 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru; свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
419Л | лаборатория методов оптимизации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 6 посадочных мест; рабочее место преподавателя; шкафы с научной и учебной литературой; компьютеры - 2 единицы; принтер; научная литература, методические пособия и монографии |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |