МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика психологической оценки в профессиональной деятельности преподавателя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика психологической оценки в профессиональной деятельности преподавателя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – создать условия подготовки магистранта как преподавателя, способного осуществлять процесс оценивания в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью и готовностью организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся
ПК-14 способностью и готовностью определять пути стратегического развития профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования в регионе
ПК-18 способностью и готовностью проектировать систему оценивания результатов обучения и воспитания рабочих (специалистов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- психологию оценивания и оценки как процесса и результата;
- психологические механизмы и артефакты процесса оценивания;
- категории психологических отношений в оценочных системах;
- классификации и характеристики оценок по видам оценочных оснований;
- системы оценочных явлений по локусу ориентации;
- интегральные, процессуальные и личностные способы реализации процедур оценивания.
- психологические оценки на этапах проектирования, организации, проведения и анализа оценочной деятельности;
- психологические оценки в адаптации, регуляции и деформации личности в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.- проектировать, организовывать, анализировать и рефлексировать оценочный процесс;
- применять психологические оценки в регуляции деятельности;
- использовать способы оценивания и виды оценок в профессиональной деятельности;
- применять методы интегрального, процессуального и личностного оценивания;
- выявлять психологические ошибки при профессиональной оценке личности и поведения;
- работать сразличными видами оценочных методов (ЗУНов, компетентностейи компетенций);
- работать с оценочными листами по анализу и самоанализу результатов профессиональной деятельности;
- работать с инструментами оценки образовательных результатов обучающихся;
- работать в команде по проектированию и внедрению оценочных моделей СОКО/СМК в системе образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- психологического анализа процесса оценивания;
- психологической компетентностью в оценке результатов обучения и воспитания;
- интсрументальных методов оценки качества образования и образовательных систем
- по психотехнике и психографии профессиональных оценок;
- в области психологического оценивания личности и поведения;
- анализа и контроля индивидуального оценочного стиля в профессиональной деятельности.
- регуляции оценки и самооценки в системе самомониторинга личности;


- психологической культурой, этикой и деонтологией оценочного процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию оценивания и оценки: теоретический и прикладной аспект.
1.1. Оценка и оценивание: теория и практика междисциплинарного изучения. Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Оценивание и оценка в психологии образования и педагогической психологии. Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Психологическая оценка как метод психологического анализа. Лекции 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Система оценочных явлений в психологии: уровни организации и локусы ориентации. Сам. работа 2 3 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.5. Оценка и измерение. Оценка и диагностика. Лекции 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Оценивание как психический процесс.
2.1. Оценочный и безоценочный процессы. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Предмет оценки и оценочные основания. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Процессуальные оценки на разных этапах учебной деятельности. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Базовые характеристики оценки. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Психологическое содержание способов оценивания. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Понятие оценочного стиля личности: методики изучения. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Оценивание и оценка в профессиональной деятельности: направления и методы изучения.
3.1. Психологическая специфика оценочной деятельности в образовании. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Метод экспертных оценок в системе образования. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Субъектный и личностный уровень в психологии оценивания. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.4. Оценка личностных особенностей как направление оценочной деятельности. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.5. Роль рефлексивных процессов в оценочной деятельности. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.6. Профессиональная и личностная компетентность в системе оценивания. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1
3.7. Психологическая культура, этика и деонтология оценочного процесса. Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Особенности и перспективы количественных и качественных методов оценки.
4.1. Вклад психометрики и педагогической квалиметрии в теорию и методы оценивания Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Количественная и качественная природа оценочных шкал. Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Специфика оценочных методов для анализа результатов учебной и педагогической деятельности. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.4. Оценка ЗУНов, компетентностей и компетенций в различных видах КИМах. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.5. Системы оценки качества образования: оценки и измерения. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
4.6. Методы интегрального, процессуального и личностного оценивания в системах оценки качества образования. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
4.7. Тестовые экспертные системы как метод оценивания. Сам. работа 2 4 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Психологический практикум по оценочным методам
5.1. Психологическая оценка и психологическая диагностика. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.2. Оценка личности и поведения в образовательной среде. Практические 2 1 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л3.1
5.3. Оценка в системе психолого-педагогического общения. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.4. Когнитивные и эмоциональные факторы оценки. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.5. Вербальный, эмоциональный интеллект в искажении оценок Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.6. Оценка в контексте репрезентативных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.7. Психология оценочной лексики. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.8. Психология оценочных атрибуций. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.9. Психосемиотика дидактических методов и приемов. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.10. Нейрокогнитивные механизмы оценки информации. Сам. работа 2 6 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.11. Экзамен 2 9 ПК-7, ПК-14, ПК-18 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Войтенко, Марина Владимировна Основы педагогического мастерства : практикум : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л2.3 А.В. Карпов, И.В. Кузнецова, М.Д. Кузнецова, В.Д. Шадриков Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников : М. : Логос, 2011 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.Г. Янова ; АлтГУ. Теория и методы психологической оценки : учеб. программа и методические рекомендации / АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Янова, Н. Г. Теория и методы психологической оценки [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. 2017 elibrary.asu.ru
Э2 Янова, Н. Г. Теория и методы психологической оценки [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. 2017 http://elibrary. asu.ru/xmlui/h andle/asu/419 2
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению разделов курса и оценочным процедурам представлены в учедно-методическом пособии
Выходные сведения
Янова, Н. Г. Теория и методы психологической оценки [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,57 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703656.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса «Теория и методы психологической оценки» по направлениям 44.04.01 и 44.04.04 (магистратура) и включает: аннотацию дисциплин, учебную программу, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методические материалы для подготовки. Рекомендуется для студентов очной и заочной формы магистратуры в рамках освоения учебной дисциплины «Теория и методы психологической оценки в профессиональной деятельности» в соответствии с учебным планом подготовки преподавателя и учителя.