МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религий Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.П.Грушин

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История религий Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами данного курса должно способствовать формированию целостного взгляда на духовную культуру Китая; пониманию студентами сущности религии как явления духовной культуры; взаимодействия религии и культуры в процессе исторического развития китайского общества.
Цель:
проанализировать архаико-мифологические представления китайского общества,
выделить основные образы – мифологемы;
обосновать религиозную систему китайского общества, проследить эволюцию религиозных воззрений от народной веры до религиозного синкретизма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития религии Китая,
основные религиозно этические учения,
основные религиозные конфессии Китая,
категориальный и понятийный аппарат дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой,
оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины,
участвовать в дискуссиях на профессиональные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью критического суждения о религиозной культуре Китая,
понятийным и категориальным аппаратом дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Китайская мифология. Народные верования и культы
1.1. Мифологические представления: основные сюжеты. Религиозные верования древних китайцев эпохи неолита. Становление и развитие государственных культов. Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Основные тенденции развития древнекитайской мифологии Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Формирование и развитие китайских народных верований и культов Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2
1.4. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Проникновение и утверждение буддизма в Китай
2.1. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. Проблема китаизации буддизма Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Основные этапы проникновения буддизма в Китай Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Формирование китайских буддийских школ
3.1. Школы Фасян и Саньлунь. Школа Хуаянь. Школа Тяньтай. Школа Чжэньянь. Школа Цзинту. Школа Чань Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Региональные особенности буддизма Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Проведение сравнительного анализа деятельности китайских буддийских школ Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Работа с глоссарием Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Иностранные конфессии в Китае
4.1. Распространение ислама в Китае. Китайская мусульманская община. Христианство в Китае. Распространение католичества. Проникновение протестанства Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. История и современное положение православной церкви в Китае Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Религиозное пространство современного Китая
5.1. Проблема религиозного синкретизма в современном Китае. Состояние иностранных конфессий. Современное религиозное сознание китайского общества Лекции 8 6 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Политика КПК в отношении религии. Проблема государственного контроля над религиозными учреждениями Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2
5.3. Работа с глоссарием Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л2.2, Л2.1
5.4. Подготовка к зачету Сам. работа 8 32 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Классификация китайских мифов. Основные сюжеты и герои.
2. Общая характеристика религиозной системы древнего Китая. Религиозные представления китайцев в эпоху Шан – Инь.
3. Эволюция религиозной системы Китая в эпоху Чжоу.
4. Особенности формирования народных верований в Китае.
5. Основные категории китайских культов.
6. Этико-религиозный компонент конфуцианской идеологии.
7. Буддизм: история зарождения и основные принципы учения. Буддийский канон.
8. Формирование важнейших направлений внутри буддийского учения. «Махаяна» и «хинаяна».
9. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. «Монашеский» и «светский» буддизм.
10. Китайские версии шуньявады и виджнянавады: школы Фасян и Саньлунь.
11. Школа Хуаянь: Буддийский универсализм.
12. Школа Тяньтай: «Буддизм для всех».
13. Ваджраяна в Китае, школа Чжэньянь.
14. Школа Цзинту, китайский амидаизм.
15. Школа Чань.
16. Проблема китаизации буддизма. Причины успешной интеграции буддизма в даосско-конфуцианское религиозное пространство Китая.
17. Проникновение буддизма в Тибет.
18. Основные школы тибетского буддизма. Буддийская община в Тибете. Религиозный статус Далай-ламы.
19. Основные этапы генезиса ламаизма. Особенности ламаизма в Монголии.
20. Религиозный даосизм и его роль в духовной культуре Китая.
21. История формирования и структура Дао цзана.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Установление культа будды Запада – «Амитабы».
2. Буддизм в период правления династии Юань.
3. Образ буддиста в Китае. Рост буддийских монастырей и храмов в эпоху раннего средневековья.
4. Основание культа будды грядущего Майтрейи.
5. Вклад в процесс китаизации буддизма Хуэй-юаня.
6. Место в буддийском пантеоне Гуань – инь.
7. Эпоха Тан – «золотой век» буддизма или начало его упадка.
8. Критика буддийских идей мыслителями и учеными эпохи.
9. Политически и экономические причины изменения статуса буддизма.
10. Антибуддийские декреты 842-845 гг.
11. Китайские буддийские школы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История религий Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576
1. Примерные тестовые задания:
1. Бод-па это:
1. тибетцы
2. люди Бод
3. божество тибетского пантеона
Ответ: _______________
2. Национальная религия тибетцев - это...
Выберите один ответ:
a. зороастризм
b. манихейство
c. бон
d. ислам
e. буддизм

3. Когда появилось православие в Китае?
Выберите один ответ:
a. Первое православное богослужение в Китае было проведено в 1904 г.
b. первые православные священники появились в Китае в середине XIV в.
c. православной церкви в Китае нет
d. в 1684 г. вместе с пленными албазинцами
4. Буддийские монастыри строились:
Выберите один ответ:
a. только в сельской местности
b. на вершинах гор, в труднодоступных местах
c. по краям проезжих дорог
d. в центре шумных городов
5. Первые буддийские монастыри возникли в Китае в ...
Выберите один ответ:
a. II в. н. э.
b. VI в. н. э.
c. I в. н. э.
d. II в. до н. э.
e. III в. н. э.
2. Примерный контрольный вопрос по курсу.
Дайте ответ: Буддизм какого направления (хинаяна или махаяна) получил наибольшее распространение в Китае?
3. Примерное контрольное задание по курсу:
Изучите тему о политике КНР в религиозной сфере во второй половине ХХ в. Укажите основные методы и определите результаты данной политики. Выделите не менее трех методов и не менее двух результатов..

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетникова, Л.С. Из истории религий и учений Востока: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/3CCF6190-0323-4BE0-BCDB-1CD60C1EBE06
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8
Л2.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 1 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/4B17561D-669C-4B78-A640-198B8B0BDCFF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э5 История религий Китая portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
http://sbiblio.com/biblio/
Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История религий Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания.
Курс завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.