Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Глазунов Д.А.
1.1. | Освоение студентами данного курса должно способствовать формированию целостного взгляда на духовную культуру Китая; пониманию студентами сущности религии как явления духовной культуры; взаимодействия религии и культуры в процессе исторического развития китайского общества. Цель: проанализировать архаико-мифологические представления китайского общества, выделить основные образы – мифологемы; обосновать религиозную систему китайского общества, проследить эволюцию религиозных воззрений от народной веры до религиозного синкретизма. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-7 | способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации |
ОПК-10 | способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития религии Китая, основные религиозно этические учения, основные религиозные конфессии Китая, категориальный и понятийный аппарат дисциплины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, участвовать в дискуссиях на профессиональные темы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью критического суждения о религиозной культуре Китая, понятийным и категориальным аппаратом дисциплины |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Китайская мифология. Народные верования и культы | ||||||
1.1. | Мифологические представления: основные сюжеты. Религиозные верования древних китайцев эпохи неолита. Становление и развитие государственных культов. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Основные тенденции развития древнекитайской мифологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Формирование и развитие китайских народных верований и культов | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Написание эссе по теме лекции | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Проникновение и утверждение буддизма в Китай | ||||||
2.1. | Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. Проблема китаизации буддизма | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Основные этапы проникновения буддизма в Китай | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Формирование китайских буддийских школ | ||||||
3.1. | Школы Фасян и Саньлунь. Школа Хуаянь. Школа Тяньтай. Школа Чжэньянь. Школа Цзинту. Школа Чань | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Региональные особенности буддизма | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Проведение сравнительного анализа деятельности китайских буддийских школ | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Работа с глоссарием | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Иностранные конфессии в Китае | ||||||
4.1. | Распространение ислама в Китае. Китайская мусульманская община. Христианство в Китае. Распространение католичества. Проникновение протестанства | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | История и современное положение православной церкви в Китае | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Написание эссе по теме лекции | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Религиозное пространство современного Китая | ||||||
5.1. | Проблема религиозного синкретизма в современном Китае. Состояние иностранных конфессий. Современное религиозное сознание китайского общества | Лекции | 8 | 6 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Политика КПК в отношении религии. Проблема государственного контроля над религиозными учреждениями | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Работа с глоссарием | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л2.2, Л2.1 |
5.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 32 | ОПК-2, ОПК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Классификация китайских мифов. Основные сюжеты и герои. 2. Общая характеристика религиозной системы древнего Китая. Религиозные представления китайцев в эпоху Шан – Инь. 3. Эволюция религиозной системы Китая в эпоху Чжоу. 4. Особенности формирования народных верований в Китае. 5. Основные категории китайских культов. 6. Этико-религиозный компонент конфуцианской идеологии. 7. Буддизм: история зарождения и основные принципы учения. Буддийский канон. 8. Формирование важнейших направлений внутри буддийского учения. «Махаяна» и «хинаяна». 9. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. «Монашеский» и «светский» буддизм. 10. Китайские версии шуньявады и виджнянавады: школы Фасян и Саньлунь. 11. Школа Хуаянь: Буддийский универсализм. 12. Школа Тяньтай: «Буддизм для всех». 13. Ваджраяна в Китае, школа Чжэньянь. 14. Школа Цзинту, китайский амидаизм. 15. Школа Чань. 16. Проблема китаизации буддизма. Причины успешной интеграции буддизма в даосско-конфуцианское религиозное пространство Китая. 17. Проникновение буддизма в Тибет. 18. Основные школы тибетского буддизма. Буддийская община в Тибете. Религиозный статус Далай-ламы. 19. Основные этапы генезиса ламаизма. Особенности ламаизма в Монголии. 20. Религиозный даосизм и его роль в духовной культуре Китая. 21. История формирования и структура Дао цзана. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Установление культа будды Запада – «Амитабы». 2. Буддизм в период правления династии Юань. 3. Образ буддиста в Китае. Рост буддийских монастырей и храмов в эпоху раннего средневековья. 4. Основание культа будды грядущего Майтрейи. 5. Вклад в процесс китаизации буддизма Хуэй-юаня. 6. Место в буддийском пантеоне Гуань – инь. 7. Эпоха Тан – «золотой век» буддизма или начало его упадка. 8. Критика буддийских идей мыслителями и учеными эпохи. 9. Политически и экономические причины изменения статуса буддизма. 10. Антибуддийские декреты 842-845 гг. 11. Китайские буддийские школы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу "История религий Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576 1. Примерные тестовые задания: 1. Бод-па это: 1. тибетцы 2. люди Бод 3. божество тибетского пантеона Ответ: _______________ 2. Национальная религия тибетцев - это... Выберите один ответ: a. зороастризм b. манихейство c. бон d. ислам e. буддизм 3. Когда появилось православие в Китае? Выберите один ответ: a. Первое православное богослужение в Китае было проведено в 1904 г. b. первые православные священники появились в Китае в середине XIV в. c. православной церкви в Китае нет d. в 1684 г. вместе с пленными албазинцами 4. Буддийские монастыри строились: Выберите один ответ: a. только в сельской местности b. на вершинах гор, в труднодоступных местах c. по краям проезжих дорог d. в центре шумных городов 5. Первые буддийские монастыри возникли в Китае в ... Выберите один ответ: a. II в. н. э. b. VI в. н. э. c. I в. н. э. d. II в. до н. э. e. III в. н. э. 2. Примерный контрольный вопрос по курсу. Дайте ответ: Буддизм какого направления (хинаяна или махаяна) получил наибольшее распространение в Китае? 3. Примерное контрольное задание по курсу: Изучите тему о политике КНР в религиозной сфере во второй половине ХХ в. Укажите основные методы и определите результаты данной политики. Выделите не менее трех методов и не менее двух результатов.. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Решетникова, Л.С. | Из истории религий и учений Востока: учебное пособие | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 2 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2016 | www.biblio-online.ru/book/3CCF6190-0323-4BE0-BCDB-1CD60C1EBE06 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8 |
Л2.2 | И. Н. Яблоков [и др.] | История религии в 2 т. Том 1 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2016 | www.biblio-online.ru/book/4B17561D-669C-4B78-A640-198B8B0BDCFF |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER? | |||
Э3 | http://sbiblio.com/biblio/ | |||
Э4 | Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru | |||
Э5 | История религий Китая | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Professional 2003 Microsoft Office 2010 Professional Plus Microsoft Office 2007 Professional Plus Adobe Creative Suite 5 Design Premium Corel Draw X4, Corel Draw X5 IBM SPSS Statistics 20 MapInfo 11 Professional Abbyy Lingvo X5 Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER http://sbiblio.com/biblio/ Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История религий Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=576 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания. Курс завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 49 баллов и менее - «незачет». 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки. |