Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-124-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 16 | 4 | 16 |
Практические | 4 | 20 | 4 | 20 |
Сам. работа | 60 | 36 | 60 | 36 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 76 | 72 | 76 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Основной целью освоения учебной дисциплины «Кочевые империи Центральной Азии» является знакомство бакалавров с культурно-историческими процессами, которые происходили в Центральной Азии в период формирования и развития кочевых империй, находившихся в постоянном контакте с Китаем. Задачи: сформировать представление о кочевых империях и их роли в истории Азии; – познакомить с основными источниками, характеризующими кочевой мир; – продемонстрировать исторические судьбы этносов Центральной Азии от аржано-майэмирского до монгольского времени; – представить опыт периодизации истории Азии; объяснить общее и особенное во взаимоотношениях кочевых объединений с Китаем на разных этапах древней и средневековой истории; изложить современные подходы при изучении номадизма; подготовить к научно-исследовательской работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные понятия дисциплины; – содержание рекомендованной литературы и специфику имеющихся источников; – современные теории о номадизме и кочевых империях; – краткую историю народов Центральной Азии с конца IX в. до н.э. до XIV в. н.э. и результаты их контактов с Китаем; – периодизацию древней и средневековой истории Азии; – основные подходы и направления политики Китая по отношению к кочевым объединениям Центральной Азии на разных исторических этапах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – работать с различными видами источников и критически анализировать их; – составлять библиографические списки и выявлять необходимую информацию из публикаций; – использовать полученные сведения в ходе дальнейшего обучения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – поиска информации в интернете; – использования правил библиографического описания; – применения понятийно-терминологического аппарата истории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху древности | ||||||
1.1. | Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай. | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.). Краткий обзор других письменных источников | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры скотоводческих племен Центральной Азии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Имперская конфедерация Хунну | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Краткая история изучения хунну. Вклад Ю.Д. Талько-Грынцевича. Результаты экспедиции под руководством П.К. Козлова. Археологические раскопки в советское время. Современные исследования и дальнейшие перспективы | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Сяньбийская держава. Жужанский каганат и его отношения с Китаем | Лекции | 2 | 1 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
1.8. | Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Социальная структура и динамика политической организации жужжаней | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
1.11. | Археология Центральной Азии аржано-майэмирского времени | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
1.12. | Археология Центральной Азии скифо-сакского времени | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
1.13. | Археологические памятники Хунну. История и результаты их изучения | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
Раздел 2. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху средневековья | ||||||
2.1. | Тюркские каганаты | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.2. | Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.3. | Уйгурский каганат. «Эпоха кыргызского великодержавия» | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.4. | Ордубалык – столица уйгуров | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.5. | Культура енисейских кыргызов и этапы ее развития | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.6. | Образование государства Западное Ляо. «Цепная миграция племен». Найманы | Лекции | 2 | 1 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.7. | Кидани и их роль в истории Центральной Азии | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.8. | Образование государства Западное Ляо (Кара-Киданьское ханство). Краткая политическая история | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.9. | Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.10. | Монгольская империя | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.11. | Особенности археологических памятников тюрок Центральной Азии | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.12. | Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и развития | Практические | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.13. | Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.14. | Города Центральной Азии в период господства кочевых империй | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.15. | История взаимоотношений Китая и кочевых империй Центральной Азии | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
2.16. | Проблемы изучения археологических комплексов Центральной Азии сяньбийско-жужаньского времени | Практические | 2 | 2 | ПК-5, ПК-8 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные этапы изучения истории кочевников поздней древности и средневековья. 2. Теории о номадизме и их современная оценка. 3. Определение и характеристика кочевой империи. 4. Письменные и археологические источники о кочевниках Центральной Азии: проблемы их соотношения и перспективы дальнейшего изучения. 5. Аржано-майэмирское время на территории Южной Сибири. Аржан – долина царей. 6. Этнокультурная ситуация в Южной Сибири в скифо-сакский период. Пазырык. 7. Юэчжи. Первая архаичная империя и ее судьба. 8. Саки, усуни, ухуани и другие народы Азии. Краткая характеристика. 9. История изучения хунну. Открытие и раскопки погребальных комплексов хунну. Современные исследования. 10. Проблемы этногенеза хунну. Хунну и юэжчи. Модэ и легенда о его возвышении. Становление империи Хунну. 11. Особенности кочевого скотоводства. Экономическая основа системы жизнеобеспечения. Социальная организация хунну. 12. История взаимоотношений империй Хунну и Хань. 13. Сяньби и создание кочевой империи. 14. Образование и история Жужанского каганата. Внешняя политика и особенности отношений с Китаем. 15. Социальная организация жужаней. Титулы жужанских каганов. Материальная и духовная культура жужаней 16. Основные гипотезы происхождения тюрок. Легенда о роде Ашина. 17. Создание Первого (Великого) тюркского каганата и завоевательные походы тюрок. 18. Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Социальная организация, материальная и духовная культура тюрок. 19. Поэтапное развитие тюркской культуры на Алтае. 20. История Уйгурского каганата. 21. «Кыргызское великодержавие». 22. Причины образования государства Западное Ляо и его последствия. 23. Найманов в истории племен Центральной Азии. 24. Чингис-хан и его роль в создании монгольской государственности. Татаро-монгольские завоевания (краткая характеристика). 25. Правление Хубилая и создание нового государства Юань. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: Основные теории о номадизме Понятие «кочевая империя» Этнокультурная ситуация на территории Южной Сибири в скифо-сакское время Проблема происхождения тюрок Кидани и их роль в истории Центральной Азии Эссе: Кочевые империи и земледельческий мир Проблемы выявления зоны расселения юэчжей Модэ и легенда о его возвышении Роль личности в формировании кочевых империй |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
К зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие задания в системе ЭУМКД, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания Зачет призван оценить работу студента-бакалавра по курсу «Кочевые империи Центральной Азии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Основным направлением внешних контактов кочевников Центральной Азии являлся ... Дать развернутый ответ: 2. «Царский» курган Аржан-1 относится Выберите один ответ: к раннему средневековью к раннескифскому времени к пазырыкскому времени к тюркскому времени 3. Распад государства Восточное Чжоу завершился Выберите один ответ: в 209 г. до н.э. в 750 г. до н.э. в 840 г. н.э. в 552 г. н.э. 4. Наибольшее влияние на социально-политические процессы, происходившие в обществе номадов Центральной Азии в раннескифское время, оказывал(а) Выберите один ответ: Индия Китай Япония Византия 5. Бийкенская археологическая культура (Алтай) относится Выберите один ответ: к монгольскому времени к сяньбийскому времени к раннескифскому времени к пазырыкскому времени 6. Расположение курганов микроцепочками, погребальная камера в виде могильной ямы (порой довольно глубокой) с подбоем и каменным заслоном или с каменным ящиком, наличие кольцевых выкладок по периметру насыпи или отсутствие каменной наброски – все это характерные признаки памятников Выберите один ответ: майэмирской культуры пазырыкской культуры булан-кобинской культуры тюркской культуры 7. Материалы из раскопок курганов скифской эпохи, осуществленных В.В. Радловым, демонстрируются Выберите один ответ: в Горно-Алтайском краеведческом музее в Музее Востока в Государственном историческом музее в Государственном Эрмитаже 8. «Царские» курганы скифской эпохи Башадар и Туэкта находятся Выберите один ответ: в Центральном Алтае в Южном Алтае в Казахстане в Монголии 9. «Цепочки» курганов, вытянутых преимущественно в направлении юг–север, характерны для обряда населения Выберите один ответ: майэмирской культуры пазырыкской культуры булан-кобинской культуры тюркской культуры 10. Расцвет кочевой империи Хунну относится Выберите один ответ: к I в. до н.э. ко II в. до н.э. к IV в. до н.э. к III в. до н.э. 11. Разделение хунну на северных и южных произошло Выберите один ответ: в 48 г. н.э. в 840 г. н.э. в VII в. до н.э. в 209 г. до н.э. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов А.И. | Археология: Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал «Археология Алтая» // http://archaeology.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно-аналитический портал «Археология Алтая: www.archeology.asu.ru Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления (ГОСТ Р 7.0.5. 2008). – М.: Стандартинформ, 2008: http://chetvericov.ru/zametki/gost-r-7-0-5-2008/#.UUXKm5dVJ2A Библиографическая запись. Библиографическое описание. (ГОСТ 7.1. – 2003). – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004: http://www.docme.ru/doc/90005/gost-bibliograficheskoe-opisanie |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы. Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе ЭУМКД; тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй. |