МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кочевые империи Евразии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 16 4 16
Практические 4 20 4 20
Сам. работа 60 36 60 36
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 76 72 76

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Тишкин Алексей Алексеевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Кочевые империи Евразии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения учебной дисциплины «Кочевые империи Центральной Азии» является знакомство бакалавров с культурно-историческими процессами, которые происходили в Центральной Азии в период формирования и развития кочевых империй, находившихся в постоянном контакте с Китаем.
Задачи:
сформировать представление о кочевых империях и их роли в истории Азии;
– познакомить с основными источниками, характеризующими кочевой мир;
– продемонстрировать исторические судьбы этносов Центральной Азии от аржано-майэмирского до монгольского времени;
– представить опыт периодизации истории Азии;
объяснить общее и особенное во взаимоотношениях кочевых объединений с Китаем на разных этапах древней и средневековой истории;
изложить современные подходы при изучении номадизма;
подготовить к научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины;
– содержание рекомендованной литературы и специфику имеющихся источников;
– современные теории о номадизме и кочевых империях;
– краткую историю народов Центральной Азии с конца IX в. до н.э. до XIV в. н.э. и результаты их контактов с Китаем;
– периодизацию древней и средневековой истории Азии;
– основные подходы и направления политики Китая по отношению к кочевым объединениям Центральной Азии на разных исторических этапах.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными видами источников и критически анализировать их;
– составлять библиографические списки и выявлять необходимую информацию из публикаций;
– использовать полученные сведения в ходе дальнейшего обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– поиска информации в интернете;
– использования правил библиографического описания;
– применения понятийно-терминологического аппарата истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху древности
1.1. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай. Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.2. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.). Краткий обзор других письменных источников Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.3. Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.4. «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры скотоводческих племен Центральной Азии Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.5. Имперская конфедерация Хунну Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.6. Краткая история изучения хунну. Вклад Ю.Д. Талько-Грынцевича. Результаты экспедиции под руководством П.К. Козлова. Археологические раскопки в советское время. Современные исследования и дальнейшие перспективы Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.7. Сяньбийская держава. Жужанский каганат и его отношения с Китаем Лекции 2 1 ПК-5, ПК-8 Л1.2
1.8. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.9. Социальная структура и динамика политической организации жужжаней Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.10. Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения Практические 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2
1.11. Археология Центральной Азии аржано-майэмирского времени Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
1.12. Археология Центральной Азии скифо-сакского времени Практические 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2
1.13. Археологические памятники Хунну. История и результаты их изучения Практические 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2
Раздел 2. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху средневековья
2.14. Тюркские каганаты Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.15. Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.16. Уйгурский каганат. «Эпоха кыргызского великодержавия» Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.17. Ордубалык – столица уйгуров Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.18. Культура енисейских кыргызов и этапы ее развития Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.19. Образование государства Западное Ляо. «Цепная миграция племен». Найманы Лекции 2 1 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.20. Кидани и их роль в истории Центральной Азии Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.21. Образование государства Западное Ляо (Кара-Киданьское ханство). Краткая политическая история Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.22. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.23. Монгольская империя Лекции 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.24. Особенности археологических памятников тюрок Центральной Азии Практические 2 4 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.25. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и развития Практические 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.26. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.27. Города Центральной Азии в период господства кочевых империй Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.28. История взаимоотношений Китая и кочевых империй Центральной Азии Сам. работа 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.29. Проблемы изучения археологических комплексов Центральной Азии сяньбийско-жужаньского времени Практические 2 2 ПК-5, ПК-8 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные этапы изучения истории кочевников поздней древности и средневековья.
2. Теории о номадизме и их современная оценка.
3. Определение и характеристика кочевой империи.
4. Письменные и археологические источники о кочевниках Центральной Азии: проблемы их соотношения и перспективы дальнейшего изучения.
5. Аржано-майэмирское время на территории Южной Сибири. Аржан – долина царей.
6. Этнокультурная ситуация в Южной Сибири в скифо-сакский период. Пазырык.
7. Юэчжи. Первая архаичная империя и ее судьба.
8. Саки, усуни, ухуани и другие народы Азии. Краткая характеристика.
9. История изучения хунну. Открытие и раскопки погребальных комплексов хунну. Современные исследования.
10. Проблемы этногенеза хунну. Хунну и юэжчи. Модэ и легенда о его возвышении. Становление империи Хунну.
11. Особенности кочевого скотоводства. Экономическая основа системы жизнеобеспечения. Социальная организация хунну.
12. История взаимоотношений империй Хунну и Хань.
13. Сяньби и создание кочевой империи.
14. Образование и история Жужанского каганата. Внешняя политика и особенности отношений с Китаем.
15. Социальная организация жужаней. Титулы жужанских каганов. Материальная и духовная культура жужаней
16. Основные гипотезы происхождения тюрок. Легенда о роде Ашина.
17. Создание Первого (Великого) тюркского каганата и завоевательные походы тюрок.
18. Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Социальная организация, материальная и духовная культура тюрок.
19. Поэтапное развитие тюркской культуры на Алтае.
20. История Уйгурского каганата.
21. «Кыргызское великодержавие».
22. Причины образования государства Западное Ляо и его последствия.
23. Найманов в истории племен Центральной Азии.
24. Чингис-хан и его роль в создании монгольской государственности. Татаро-монгольские завоевания (краткая характеристика).
25. Правление Хубилая и создание нового государства Юань.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
Основные теории о номадизме
Понятие «кочевая империя»
Этнокультурная ситуация на территории Южной Сибири в скифо-сакское время
Проблема происхождения тюрок
Кидани и их роль в истории Центральной Азии
Эссе:
Кочевые империи и земледельческий мир
Проблемы выявления зоны расселения юэчжей
Модэ и легенда о его возвышении
Роль личности в формировании кочевых империй
5.3. Фонд оценочных средств
К зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие задания в системе ЭУМКД, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания
Зачет призван оценить работу студента-бакалавра по курсу «Кочевые империи Центральной Азии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Основным направлением внешних контактов кочевников Центральной Азии являлся ...
Дать развернутый ответ:

2. «Царский» курган Аржан-1 относится
Выберите один ответ:
к раннему средневековью
к раннескифскому времени
к пазырыкскому времени
к тюркскому времени

3. Распад государства Восточное Чжоу завершился
Выберите один ответ:
в 209 г. до н.э.
в 750 г. до н.э.
в 840 г. н.э.
в 552 г. н.э.

4. Наибольшее влияние на социально-политические процессы, происходившие в обществе номадов Центральной Азии в раннескифское время, оказывал(а)
Выберите один ответ:
Индия
Китай
Япония
Византия

5. Бийкенская археологическая культура (Алтай) относится
Выберите один ответ:
к монгольскому времени
к сяньбийскому времени
к раннескифскому времени
к пазырыкскому времени

6. Расположение курганов микроцепочками, погребальная камера в виде могильной ямы (порой довольно глубокой) с подбоем и каменным заслоном или с каменным ящиком, наличие кольцевых выкладок по периметру насыпи или отсутствие каменной наброски – все это характерные признаки памятников
Выберите один ответ:
майэмирской культуры
пазырыкской культуры
булан-кобинской культуры
тюркской культуры

7. Материалы из раскопок курганов скифской эпохи, осуществленных В.В. Радловым, демонстрируются
Выберите один ответ:
в Горно-Алтайском краеведческом музее
в Музее Востока
в Государственном историческом музее
в Государственном Эрмитаже

8. «Царские» курганы скифской эпохи Башадар и Туэкта находятся
Выберите один ответ:
в Центральном Алтае
в Южном Алтае
в Казахстане
в Монголии

9. «Цепочки» курганов, вытянутых преимущественно в направлении юг–север, характерны для обряда населения
Выберите один ответ:
майэмирской культуры
пазырыкской культуры
булан-кобинской культуры
тюркской культуры

10. Расцвет кочевой империи Хунну относится
Выберите один ответ:
к I в. до н.э.
ко II в. до н.э.
к IV в. до н.э.
к III в. до н.э.

11. Разделение хунну на северных и южных произошло
Выберите один ответ:
в 48 г. н.э.
в 840 г. н.э.
в VII в. до н.э.
в 209 г. до н.э.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/viewer/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254#page/1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Археология Алтая» // http://archaeology.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-аналитический портал «Археология Алтая: www.archeology.asu.ru
Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления (ГОСТ Р 7.0.5. 2008). – М.: Стандартинформ, 2008: http://chetvericov.ru/zametki/gost-r-7-0-5-2008/#.UUXKm5dVJ2A
Библиографическая запись. Библиографическое описание. (ГОСТ 7.1. – 2003). – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004:
http://www.docme.ru/doc/90005/gost-bibliograficheskoe-opisanie

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций.

По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны.

К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.

Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе ЭУМКД; тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй.