Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_ЦА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса - формирование у магистрантов углубленного представления об этнопсихологических особенностях народов Центральной Азии. Курс ориентирован на углубленное ознакомление магистрантов-регионоведов с основными факторами, причинами внутреннего и внешнего порядка, оказавшими влияние на процесс формирования этнопсихологических особенностей народов ЦА, на понимание основных характеристики этнопсихологического типа. Задачи курса: - сформировать у магистрантов целостное представление о содержательной стороне этнопсихологических особенностей наций и народов государств Центральной Азии; показать магистрантам статические и динамические характеристики этнической психологии, включающие в себя этнические особенности психики людей, национальный характер, законы формирования и функционирования национального сознания, этнических стереотипов и т.д. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-4 | готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям |
ОПК-4 | способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | по народонаселении ЦАР, его материальной, социальной и духовной культуре; научно-понятийный и категориальный аппарат по данному курсу |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития ЦАР на современном этапе с учетом особенностей материальной и духовной культуры его народов; навыками организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи этнопсихологии | ||||||
1.1. | Предмет и задачи этнопсихологии | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации | ||||||
2.1. | Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах | ||||||
3.1. | Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций. Особенности формирования тюркской кочевой цивилизации | ||||||
4.1. | Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций. Особенности формирования тюркской кочевой цивилизации | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов. | ||||||
5.1. | Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Этнопсихологический облик туркменского и узбекского народов | ||||||
6.1. | Этнопсихологический облик туркменского и узбекского народов | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Этнопсихология таджикского народа. | ||||||
7.1. | Этнопсихология таджикского народа. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Этнопсихология таджикского народа. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Составление словаря терминов и понятий по теме курса | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания. | ||||||
8.1. | Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Подготовка исследовательской работы «Формирование и развитие этнопсихологических особенностей народов Центральной Азии». | Сам. работа | 3 | 36 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Подготовка в зачету | Сам. работа | 3 | 22 | ОК-2, ОК-4, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Национальные черты народов Центральной Азии (на выбор студента). 2. Этнопсихологические особенности семейных отношений в восточном обществе. 3. Специфика воспитания детей в восточном обществе. 4. Хозяйственно-культурная характеристика народов Центральной Азии 5. Образ «чужого» в восточном мировосприятии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. | Основы этнологии: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс нацелен на формирование основных компетенций, имеющих практическую направленность на способность и готовность работы в поликультурном коллективе. Дисциплина предполагает углубленное знакомство с этнологическими и этнопсихологическим особенностями народов Центральной Азии: казахов, киргизов, узбеков, туркменов и таджиков. Освоение материала строится на знакомстве студентов с основами этнопсихологии, в том числе с ключевыми подходами и понятиями. Через описание этнопсихологических закономерностей выявляются общие для центральноазиатских народов черты. Таким образом, студенты должны знать основные параметры этнопсихологических характеристик. Последу-ющие разделы курса нацелены на последовательное выявление основных этнопсихологических черт отдельных центральноазиатских народов, а также понимать механизмы формирова-ния этих черт. Обучающиеся должны иметь системные знания об основных этнопсихологиче-ских характеристиках казахов, киргизов, узбков, туркменов и таджиков. |