МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнопсихология народов региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Этнопсихология народов региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у магистрантов углубленного представления об этнопсихологических особенностях народов Центральной Азии. Курс ориентирован на углубленное ознакомление магистрантов-регионоведов с основными факторами, причинами внутреннего и внешнего порядка, оказавшими влияние на процесс формирования этнопсихологических особенностей народов ЦА, на понимание основных характеристики этнопсихологического типа.
Задачи курса: - сформировать у магистрантов целостное представление о содержательной стороне этнопсихологических особенностей наций и народов государств Центральной Азии; показать магистрантам статические и динамические характеристики этнической психологии, включающие в себя этнические особенности психики людей, национальный характер, законы формирования и функционирования национального сознания, этнических стереотипов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и и этическую ответственность за принятые решения
ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОПК-4 способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.по народонаселении ЦАР, его материальной, социальной и духовной культуре; научно-понятийный и категориальный аппарат по данному курсу
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития ЦАР на современном этапе с учетом особенностей материальной и духовной культуры его народов; навыками организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи этнопсихологии
1.1. Предмет и задачи этнопсихологии Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации
2.1. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах
3.1. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах Лекции 3 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций. Особенности формирования тюркской кочевой цивилизации
4.1. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций. Особенности формирования тюркской кочевой цивилизации Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов.
5.1. Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Этнопсихологический облик казахского и киргизского народов. Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Этнопсихологический облик туркменского и узбекского народов
6.1. Этнопсихологический облик туркменского и узбекского народов Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Этнопсихология таджикского народа.
7.1. Этнопсихология таджикского народа. Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
7.2. Этнопсихология таджикского народа. Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
7.3. Составление словаря терминов и понятий по теме курса Сам. работа 3 16 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания.
8.1. Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания. Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
8.2. Подготовка исследовательской работы «Формирование и развитие этнопсихологических особенностей народов Центральной Азии». Сам. работа 3 36 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка в зачету Сам. работа 3 22 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Национальные черты народов Центральной Азии (на выбор студента).
2. Этнопсихологические особенности семейных отношений в восточном обществе.
3. Специфика воспитания детей в восточном обществе.
4. Хозяйственно-культурная характеристика народов Центральной Азии
5. Образ «чужого» в восточном мировосприятии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс нацелен на формирование основных компетенций, имеющих практическую направленность на способность и готовность работы в поликультурном коллективе. Дисциплина предполагает углубленное знакомство с этнологическими и этнопсихологическим особенностями народов Центральной Азии: казахов, киргизов, узбеков, туркменов и таджиков.
Освоение материала строится на знакомстве студентов с основами этнопсихологии, в том числе с ключевыми подходами и понятиями. Через описание этнопсихологических закономерностей выявляются общие для центральноазиатских народов черты. Таким образом, студенты должны знать основные параметры этнопсихологических характеристик. Последу-ющие разделы курса нацелены на последовательное выявление основных этнопсихологических черт отдельных центральноазиатских народов, а также понимать механизмы формирова-ния этих черт. Обучающиеся должны иметь системные знания об основных этнопсихологиче-ских характеристиках казахов, киргизов, узбков, туркменов и таджиков.