МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, ст. пр., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История». Древнейшие цивилизаии человечества
1.1. Общие представления об истории как науке. Древнейшие цивилизации Востока и Европы Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире. Политическая раздробленность европейских государств
2.1. 2.Образование ключевых государств Европы. Первоначальные этапы российской государственности Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политическое развитие Киевской Руси и специфика взаимоотношения с соседями Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Феодальная (политическая) раздробленность в истории Европы Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Трансформации европейских социально-политических порядков в XIII-XV в.: эндогенные и экзогенные факторы.
3.1. Ведущие страны Европы в XIV-XV вв. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Развитый европейский феодализм и монгольские завоевания: проблемы соотношения и взаимовлияния Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Эпоха Возрождения и объединительные процессы на Руси Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Культурная диффузия европейского и азиатского обществ в XIII-XV вв. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Процессы централизации и децентрализации в государствах Европы XVI-XVII в.
4.1. Становление единого Московского государства и его централизация в XVI в. в контексте общеевропейских и мировых тенденций Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Динамика социально-политического строя России в конце XVI – середине XVII в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.4. Внешняя политика России в XVII в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
4.5. Европейские и азиатские государства в XVI-XVII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVIII в. в контексте развития европейской цивилизации
5.1. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Российская империя в XVIII в.: от становления к укреплению позиций Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Эволюция абсолютистских режимов в Западной Европе и реформы Петра I в России Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
5.4. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Изменения в европейских и азиатских обществах в первой половине XIX в.: развертывание процессов модернизации Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.2. Великая французская революция и движение декабристов Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.4. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.5. Консервативное и либеральное направления развития стран Европы в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Кардинальные трансформации Российского государства в контексте общемирового развития в ХХ–XXI в.
7.1. Российская государственность на переломе: от империи к советской власти (конец XIX – первая треть XX в.) Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Российские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Экономическая политика большевиков в первой половине XX в. как проявление большого социалистического эксперимента Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Социально-политическое развитие СССР в 20-30-е гг. XX в. Сталинизм как историческое явление Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.5. Вторая мировая война Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.6. Эволюция экономического развития СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.7. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, основные этапы развития. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.8. Политическое развитие западного (либерального) и восточного (социалистического) лагерей во второй половине XX в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.9. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Общее представление об исторической науке. Функции истории как науки. Периодизации истории
2. Взгляды на историю развития человеческого общества
3. Древнейшие цивилизации Востока и Европы
4. Образование ключевых государств Европы. Происхождение Российской государственности. Первые этапы истории России
5. Основные вехи истории Древнерусского государства
6. Крестовые походы: причины, содержание, значение
7. Характеристика феодализма в странах Западной Европы, проблема феодализма в истории России. Протекание феодальной раздробленности в ведущих странах Европы
8. Феодальная раздробленность на Руси: причины возникновения, характеристика основных феодальных центров, значение для дальнейшего развития государства
9. Монгольские завоевания и установление вассальной зависимости Руси от Золотой Орды
10. Ведущие страны Европы в XIV – XV вв.
11. Эпоха Возрождения и Реформация в Западной Европе: понятие, содержание, значение. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы
12. Объединительные процессы на Руси. Иван III и Василий III
13. Внутренняя политика Ивана IV: от реформ Избранной рады до Опричнины
14. Внешняя политика России в XVI в.
15. Смутное время (Смута)
16. Эволюция политического строя Русского государства при первых Романовых
17. Территориальные потери России после Смутного времени. Характеристика основных направлений внешней политики России в XVII в.
18. Российско-польские войны второй трети XVII в. и их результаты
19. Междуцарствие и приход к власти Петра I
20. Предпосылки и причины реформ Петра I. Цена и последствия реформ Петра, отношения к ним различных слоев общества
21. Реформы Петра I в области государственного управления и в социально-экономической сфере
22. Внешняя политика Петра I
23. Причины дворцовых переворотов. Настроения в дворянской среде. «Старое» и «новое» дворянство. Правление Екатерины I и Петра II.
24. Олигархизация управленческой и политической элиты в период правления Анны Иоанновны и возвращение к заветам Петра I в годы правление Елизаветы Петровны
25. Укрепление позиций Российской империи во второй половине XVIII в.
26. Либеральные тенденции в правлении Александра I
27. Отечественная война 1812 года
28. Великая французская революция и движение декабристов в России
29. Консервация режима при Николае I
30. Великие (либеральные) реформы Александра II
31. Состояние Российской империи в конце XIX – начале XX в.
32. Великая российская революция и установление советской власти. Первые мероприятия советской власти
33. Политическое развитие страны в первое двадцатилетие советской власти
34. Сравнительный анализ военного коммунизма и новой экономической политики советской власти в конце 10-х – середине 20-х гг. XX в.
35. Индустриализация как вариант экономической политики: причины введения, первые пятилетки и их стройки, результаты
36. Коллективизация в деревне: практика осуществления и результаты
37. Вторая мировая война и Великая Отечественная война
38. Основные черты политического режима СССР при Л.И. Брежневе
39. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг.
40. Перестройка и распад СССР
41. Россия в 90-е гг.: на пути от кризиса к суверенному развитию
42. Россия в XXI в.: основные направления развития и задачи государственной политики
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).

Темы рефератов

1. Историческое развитие Англии в X – XV вв.
2. Историческое развитие Франции в X – XV вв.
3. Секуляризация общественного сознания в конце XVII – XVIII вв.
4. Эпоха дворцовых переворотов в истории России
5. Укрепление позиций Российской империи в правление Екатерины II
6. Неоднозначное правление Павла I
7. Внутренняя политика Александра I
8. Заграничные походы российской армии в 1813–1814 гг.
9. Становление единого рынка в России
10. Славянофильство и западничество об исторических путях развития России
11. Либеральные реформы Александра II
12. «Военный коммунизм» и нэп как варианты экономической политики советской власти
13. СССР в системе международных отношений 20-30-х гг. XX в.
14. Основные операции советских войск в Великую Отечественную войну
15. Рыночные преобразования в экономике России в 90-е гг. XX в.
16. Россия на пороге XXI в.: основные направления внутриполитических преобразований
17. Международные отношения России на современном этапе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев М.Н. История России: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Фирсов С. Л. ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомазов Г. Г., Благих И. А. ; Под общ. ред. Богомазова Г.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. IX—XIХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Сидорова А.В. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кириллов В. В. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО ХХ ВЕКА 8-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. – Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» – Режим доступа: https://biblio-online.ru/.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Курс «История» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении текущего контроля. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные исторические периоды. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, основного хода и последствий исторических явлений/ периодов, по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 30 вопросов по различным историческим периодам. Время написания теста – 40 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.