МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Культура Древнего Египта Практические 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Культура Древнего Рима Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Культура средневековой Японии Практические 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Цивилизация Древней Руси Сам. работа 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. «Монголо-татарское иго» Практические 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 1 6 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 6 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Культура эпохи Возрождения Практические 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Сам. работа 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 1 5 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Развитие России в первой половине XX века Сам. работа 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Практические 1 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Развитие России в второй половине XX века Сам. работа 1 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского
и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра
Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством»
(Н.М. Карамзин)
2. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был,
конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Он явно стремился к спасительному
единовластию» (Н.М. Карамзин).
3. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по
обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей» (В.О.
Ключевский).
4. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву,
Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов)
5. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и
после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические
вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены» (В.О. Ключевский)
6. «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть
XVIII века» (С.М. Соловьев)
7. «Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми
крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований» (В.О.
Ключевский о Екатерине II).
8. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом
предрешена» (А.Б. Каменский).
9. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного
правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его
предшественники» (В.А. Федоров).
10. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не
готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь
ряды мятежных войск»
(В.О. Ключевский)
11. «По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства…
Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим» (С.М. Соловьев).
12. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим
правительством» (А.А. Корнилов).
13. «В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного
преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха «великих реформ» царствования Александра II» (Н.В.
Давыдов).
14. «Александр II вступил на путь первого Александра. Одной рукой он дарил реформы, возбуждавшие в обществе
самые отважные ожидания, а другой выдвигал и поддерживал слуг, которые их разрушали» (В.О. Ключевский)
15. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами,
которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление
этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти» (А.П. Извольский).
16. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы» (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
17. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере
идей политико-экономического и социального характера» (митрополит Вениамин).
18. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории.
За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам
понадобились столетия» (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
Л1.2 Орлов, А.С. Основы курса истории России : учебник : М. : Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для вузов: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.