МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы отбора содержания учебного материала для преподавания курса истории и основные системы форм и методов обучения;
содержание и инновационные технологии преподавания истории;
способы отбора психолого-педагогических знаний для повышения уровня исторической грамотности общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания в области исторических наук в научно-информационной и педагогической деятельности;.
реализовывать инновационные технологии преподавания истории;
отбирать психолого-педагогические знания для повышения уровня исторической грамотности общества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами разработки отдельных элементов педагогических технологий по заданным условиям;
готовностью реализации инновационных технологий преподавания истории;
способами отбора психолого-педагогических знаний для повышения уровня исторической грамотности общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Практические 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Классификация педагогических технологий Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Технология учебного проектирования Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Личностно-ориентированная диагностика Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Технология уровневой дифференциации Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Технология адаптивного обучения Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Задачная технология обучения Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Технология полного усвоения Практические 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.12. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.13. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Технология разработки визуальных моделей Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Методика построения опорного конспекта Лабораторные 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 7 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Фреймовое представление знаний Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.10. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html
Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации студентами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).