МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые и региональные конфликты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 48 48 57 57 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
канд.ист. наук, ст. преподаватель, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Мировые и региональные конфликты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский П.К.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Охарактеризовать значение мировых конфликтов в современных международных отношениях, определить поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию. Сформировать навыки составления аналитических заключений о специфике конфликта и тактике его разрешения. Оценивать последствия конфликта. Предлагать варианты минимизации последствий конфликта

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность составлять справки, необходимые для государственных и муниципальных органов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Типологию мировых конфликтов, причины их возникновения, специфику их протекания; пути и способы влияния мировых конфликтов на специфику региональной политики Российской Федерации на современном этапе. Специфику и содержание региональной дипломатии, уровень социальных, культурных и экономических контактов Российской Федерации со странами АТР; соотношение и взаимовлияние различных этнокультурных, этноконфессиональных процессов в области культурных и религиозных особенностей АТР. Методологические основы конфликтологии применительно к современным международным отношениям; место и роль конфликтов в эволюции системы международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить сравнительное политологическое исследование динамики мировой и региональной конфликтности; выявлять роль дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов в регулировании международных конфликтов; устанавливать причинно-следственную связь между явлениями культуры и политики России в историческом контексте. использовать теоретико-методологические и практические приемы при анализе конкретных конфликтных ситуаций. осуществлять сравнительно-исторический анализ международных конфликтов в рамках системного подхода
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами оценки и прогнозирования региональной политики в связи с течением мировых конфликтов; навыками многофакторного анализа практики регулирования международных конфликтов; основами и базовыми навыками анализа международных ситуаций, с целью определения общих очагов напряженности в мировой и региональной политике; навыками теоретического и прикладного анализа конфликтных ситуаций в международных отношениях на глобальном и региональном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы конфликтных ситуаций
1.1. Уровни проявления и типология конфликтов Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Типология этнополитических конфликтов Практические 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Специфика религиозного фактора в конфликте Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Урегулирование конфликтов: общие подходы Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Палестино – Израильский конфликт
2.1. Этноконфессиональные составляющие конфликта Этноконфессиональные составляющие конфликта Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Политические факторы конфликта. Процесс Осло Практические 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Осуществление планов по урегулированию конфликта Сам. работа 3 12 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Межконфессиональные и межэтнические противоречия в странах Большого Ближнего Востока
3.1. Курдская проблема Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Межконфессиональный конфликт в Ираке Практические 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Этнокультурная конфликтность в Иране Сам. работа 3 26 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Межэтнический конфликт в Афганистане
4.1. Этническая специфика Афганского общества Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Влияние политических факторов на этноконфессиональные противоречия Практические 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Этническая форма конфликта в 1990-е годы Практические 4 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Попытки урегулирования конфликта при Временной администрации и переходном правительстве Сам. работа 4 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Этнотерриториальные конфликты в Центральной Азии
5.1. Влияние «китайского фактора» на процессы этнотерриториального развития Лекции 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Проблема границ и этническая специфика в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане Сам. работа 4 21 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6 Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии
6.1. Социальные, политические и экономические причины конфликтов в странах Южной и Юго-Восточной Азии Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Сепаратистские движения и роль международного сообщества в разрешении конфликтных ситуаций в Индонезии и на Филиппинах Практические 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Этнический конфликт в Бирме Сам. работа 4 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Этноконфессиональная проблема Тайланда. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
Л1.2 Нигматуллина Т. А. Политическая медиация : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. — 2-е изд., испр. и доп. — : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/40152D27-6EAE-4BF9-B42D-CCB3A6BCB066.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рос. совет по междунар. делам; редкол.: И.С. Иванов (гл. ред.) Россия в глобальном мире, 2000-2011: хрестоматия М.: Аспект Пресс, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru/ru/home
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.

Лекция в системе изучения предмета «Мировые и региональные конфликты» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, например, лекция «Особенности современных мировых конфликтов» посвящена теоретическому и практическому освещению природы мировых конфликтов, выявлению их отличия от региональных конфликтов, оценке факторов, влияющих на длительность и динамику конфликтов.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так в ходе лекции преподаватель акцентирует внимание студентов об особенностях мировых и региональных конфликтов на базе пособия Сирота Н. М. В «Политическая конфликтология». В свою очередь для понимания сущности региональной конфликтности студентам анонсируется монография Ю.Г. Чернышова «Региональные конфликты и их урегулирование» В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Преподаватель обращает внимание студента на сайты официальных органов власти, размещающих источники, характеризующие мировую и региональную конфликтность.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции. В свою очередь студенты должны задать возникшие в ходе лекции вопросы, обратиться за разъяснением тематики, вызвавшей затруднение при восприятии лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. В ходе курса «Мировые и региональные конфликты» на практических занятиях обсуждаются особенности мировых и региональных конфликтов, возникших в отдельных регионах, уделяется внимание обсуждению факторов, влиявших на процесс урегулирования конфликтов.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. Для этого студентам рекомендуются не только монографии, характеризующие проблемы курса, но и хрестоматии, содержащие первоисточники по теме.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.
Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке прктического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответсвующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответсвыует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. нформацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможгостей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращение и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического тзанятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе ананлиза признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источниками информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на контрольные вопросы. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.