МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория кризисов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория кризисов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой .э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса заключается в том, чтобы дать студентам комплекс экономических знаний о системном исследовании экономических кризисов в экономической теории и определении путей предвидения и выхода из кризисного состояния предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль и законы развития экономики и общества;
– основные закономерности развития экономического производства и процессов;
– сущность и содержание основных понятий и категорий теории кризисов;
– иметь представление о современных подходах зарубежных и отечественных экономистов в области теории кризисов;
- возможности применения методов финансового менеджмента в прогнозировании кризисов организации
- инструменты анализа рисков при оценке кризисов
- факторы макроэкономической среды и их влияние на деятельности организаций и органов власти
– внутренние и внешние факторы, влияющие на прогнозирование кризисных процессов в экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.- провести исследование объекта с целью оценки его кризисного состояния и определения потенциала;
– определить степень кризисного состояния и потенциал предприятия;
– обосновать целесообразность применения методов прогнозирования кризисных ситуаций;
- применять основные методы финансового менеджмента в пронозировании кризисов организации
- оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
- выявлять и анализировать рыночные и специфические риски
- проводить анализ рисков и кризисов для принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения теоретических знаний в своей профессиональной деятельности;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
- способностью оценивать воздействие макроэкономических фаторов на работу организации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные теории кризиса в экономической науке
1.1. Кризисы в истории экономики Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Кризисы в истории экономики Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Классические теории кризисов Практические 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Кризисы в истории экономики Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие и общая характеристика экономических кризисов Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Классические теории кризисов Лекции 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Классические теории кризисов Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Концептуальные позиции современной науки Лекции 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Концептуальные позиции современной науки Практические 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Концептуальные позиции современной науки Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Кризис как экономическая категория
2.1. Структура кризиса Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Структура кризиса Практические 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Структура кризиса Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Методология прогнозирования кризисов Лекции 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Методология прогнозирования кризисов Практические 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Методология прогнозирования кризисов Сам. работа 6 6 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Лекции 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Практические 6 2 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Региональные особенности экономической кризисов, интергационные процессы и глобализация экономики Сам. работа 6 4 ПК-4, ПК-9, ПК-15 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Войтов А.Г. Экономическая теория: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Беляев, Э.М. Коротков Антикризисное управление : учебник Юнити-Дана, 11.05.2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.