МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар по русскому языку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 202
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 8
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 19 15 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 32 32 86 86
Сам. работа 54 54 90 90 18 18 40 40 202 202
Итого 72 72 108 108 36 36 72 72 288 288

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар по русскому языку

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецсеминара - обучение студентов методам и приёмам, используемым в лингвистических и литературоведческих исследованиях.
Задачи спецсеминара:
1. Ввести студентов в проблематику спецсеминара;
2. Помочь в разработке конкретных тем, связанных с проблематикой спецсеминара;
3. Обучить студентов методике написания и правилам оформления научного доклада, курсовой и выпускной квалификационной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2 способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
ПК-3 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-4 владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. фундаментальные базовые основы лингвистического анализа в области теории и истории основного изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации, систему и принципы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, принципы и правила участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами по теме исследований

3.2.Уметь:
3.2.1. использовать фундаментальные базовые основы лингвистического анализа языкового материала, систему и принципы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, принципы и правила участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами по теме исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками лингвистического анализа языкового материала в области теории и истории основного изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации, навыками создания научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, принципы и правила участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами по теме исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Создание библиографии по теме предполагаемого исследования
1.1. Библиографический поиск по выбранной научной проблеме Практические 5 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Библиографический поиск по выбранной научной проблеме Сам. работа 5 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Написание реферата по теме исследования
2.1. Конспектирование первоисточников Практические 5 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Написание курсовой работы Сам. работа 5 34 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Составление реферата Практические 5 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Выступления участников семинара с рефератом по выбранной теме Практические 5 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Сбор фактического материала
3.1. Экпериментальное, полевое, библиографическое и др. исследование Практические 6 18 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Написание курсовой работы Сам. работа 6 90 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Первичное описание, систематизация материала Практические 7 18 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Первичное описание, систематизация материала Сам. работа 7 18 ПК-1, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Анализ фактического материала
4.1. Разработка методики исследования Практические 8 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Написание развернутого плана выпускной квалификационной работы Сам. работа 8 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Применение методики к собранному фактическому материалу Практические 8 14 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Написание выпускной квалификационной работы Сам. работа 8 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие М.: Флинта, 2009
Л2.2 Эко У. Как написать дипломную работу: учебное пособие М.: Книжный Дом Университет, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э4 www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА)
Э5 www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»
Э6 www.philol.msu.ru/faculty/umo - Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию
Э7 http://ralk.info – Российская ассоциация лингвистов -когнитологов
Э8 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы, осуществляемой как в рамках аудиторных занятий (практических), так и в ходе внеаудиторной работы, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:
выборка информации из разнообразных источников, анализ и осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения по теме исследования;
составление плана исследовательской работы, оформление гипотезы исследования, определение целей и задач работы, обоснование выбора методов исследования;
анализ языковых средств, использованных в художественном и публицистическом дискурсах, изучение коммуникативных тактик и стратегий текстового развертывания,
разработка заданий к экспериментам разной направленности;
рецензирование обучающимися докладов друг друга;
выполнение курсовых работ по русскому языку;
публичная защита курсовой работы.